Дело творческой личности, после ёё физической смерти
Закономерности поведения творческих личностейЗакономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
X
Дело творческой личности, после ёё физической смерти
Закономерности поведения творческих личностейЗакономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
X
«...Историческим опытом человечества давно и многократно доказано, что научные и художественные споры нелепо решать большинством голосов, ибо истина долго остаётся достоянием меньшинства, а то и совсем одиночек (Коперник, Пастер, Лобачевский и другие); что она часто противоречит «очевидности», «здравому смыслу» (вращение земли вокруг солнца; существование антиподов; относительность времени; квантовая теория и поведение электронов и т. д.)... То, что кажется одному поколению незыблемыми основами всякого искусства, оказывается затем преходящими приметами одного определенного художественного стиля...
В борьбе художественных принципов нельзя победить так, как побеждают в суде, в политике, в войне. В этой борьбе воюют фактически за следующее поколение, и победа состоит в том, что сторонники одной из борющихся точек зрения просто-напросто вымирают, вымирают без смены, так что в следующем поколении борьба прекращается сама собой - за отсутствием защитников отжившей, хотя, может быть, вовсе не «разбитой» точки зрения. Таков был конец споров глюкистов и пиччинистов, классиков и романтиков, листианцев и тальбергианцев, споров вокруг Вагнера, Мусоргского, Скрябина, Дебюсси. […]
Больших людей часто обвиняют в эгоизме, в том, что они думают и заботятся только (или почти только, главным образом) о себе, о своей работе, своих произведениях и даже к близким довольно равнодушны.
Но для большого человека его дело, его работа, его произведения - это не он сам, а нечто иное, отдельное от него, чему он сам самоотверженно служит. Заботы о нём, а не о себе, и поглощают всё его время, всё внимание, все силы.
Какой же это эгоизм?
Руссо отдал своих детей в воспитательный дом, чтобы они не мешали ему написать книгу о воспитании ребёнка; Бальзак прерывал не интересовавшие его сообщения о людях из его окружения, чтобы поскорее перейти к рассказу о «настоящем» - о судьбах персонажей его романов… Шопен не участвовал в борьбе за свободу родины, но воспел эту борьбу; Шервуд Андерсон выставил за дверь плачущую жену, чтобы она не мешала ему описать её горе.
Гений - как солнце: издали светит и греет, вблизи опаляет».
Коган Г.М., О психологии творческой работы / Избранные статьи, Выпуск 3, М., «Советский композитор», 1985 г., с. 157-158 и 159.