Критика понятия «Сверхчеловек» Фридриха Ницше по Т.И. Ойзерману

«Идея сверхчеловека - главная идея этого произведения Ницше. «Я учу вас о сверхчеловеке - так говорит Заратустра, - Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?.. Вы совершали путь от червя к человеку, но многое в вас ещё осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь ещё человек больше обезьяна, чем иная из обезьян».

А сверхчеловек это человек с большой буквы, человек - гигант духа. «Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!».

Идею сверхчеловека высказывали Гердер и Гёте, связывая её с просветительским идеалом всестороннего прогресса человечества. Ницше приемлет этот идеал, несмотря на свои нередко критические оценки идей Просвещения.

Однако главное в ницшевском понимании сверхчеловека -радикальная критика общественных отношений и, прежде всего, традиционной морали и столь же традиционных представлений о противоположности истины и заблуждения, науки и ненаучности.

B.C. Соловьёв в статье «Словесность или истина?» положительно оценивает ницшевскую идею сверхчеловека. «Разве не прав несчастный Ницше, когда утверждает, что всё достоинство, вся ценность человека в том, что он больше, чем человек, что он переход к чему-то другому, высшему... Каждый из нас есть сверхчеловек в возможности, потенциально, но чтобы стать таким в действительности требуется, конечно, более прочная опора, чем собственное желание, чувство или отвлеченная мысль.

Сам Ницше, думая быть действительным сверхчеловеком, был только сверхфилологом». Теоретически обосновывая идею сверхчеловека, Ницше обращается к истории с тем, чтобы выявить в великих исторических деятелях нечто приближающее их к сверхчеловеку, нечто свидетельствующее о зарождении, возможно даже становлении этого высшего типа человеческой личности. Понятие сверхчеловека становится, таким образом, не только идеей, идеалом, но в какой-то степени также исторической реальностью.

В этом смысле Ницше характеризует Наполеона, но не только его. Гениальные музыканты, поэты, художники также являются несомненным приближением к сверхчеловеку, понятие которого тем не менее остаётся недостаточно определённым.

Как правильно отмечает Виндельбанд, ницшевский «идеал «сверхчеловека» не выходит за пределы поэтической расплывчатости и неопределённости.

В одном, изначальном, смысле под ним подразумевается великая индивидуальность, которая в противоположность массе осуществляет свое первичное право. С другой стороны, «сверхчеловек» представляет собой высший тип породы людей, который ещё должен быть воспитан... Очень верно было замечено, что от такого понимания учения о «сверхчеловеке» один только шаг до Фихте», т.е. до учения об абсолютном Я. Но абсолютное Я в учении Фихте - это абсолютное знание, в то время как ницшевский сверхчеловек - воплощение абсолютной воли к власти.

Для него всё дозволено, его произвол - закон.

Правда, такое понимание «сверхчеловека» никак не подходит к гениальным музыкантам, художникам, поэтам, которые не жаждут стать полководцами, выдающимися политическими деятелями…»

Ойзерман Т.И., Амбивлентность философии, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2011 г., с. 318-320.

 

Историческое дополнение:

«К.Д. Бальмонт отмечает (в статье «Романтики»), что понятие сверхчеловек (Ubermensch), обычно связываемое с Ницше, употреблялось - с большим правом - романтиками и Гёте,  а до них - современниками Руссо  (homme superieur) и, может быть, восходит к «sin segundo» Кальдерона и Тирсо де Молина. Иными словами, это понятие есть неотъемлемая часть предромантического (начиная с барокко) и романтического периодов развития европейской культуры, длившихся по меньшей мере три века, с XVI по XIX век, с гротескными рецидивами в XX веке».

Красилов В.А., Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем, М., Палеонтологический институт РАН, 1997 г, с. 69.