Сознательный поиск новых приёмов / эвристик
Ориентир работы - высокие эталоныОриентир работы - высокие эталоны / критерии
X
Сознательный поиск новых приёмов / эвристик
Ориентир работы - высокие эталоныОриентир работы - высокие эталоны / критерии
X
«Сразу после победоносной суданской кампании и ухода с военной службы Черчилль за очень короткий срок написал свою следующую книгу.
Уже в 1899 году появилась его «Война на реке» - описание военных действий в Египте и Судане. В этой книге, считающейся шедевром, Черчилль нашёл тот особый стиль, который сохранится на протяжении всего его литературного творчества.
Особенно примечательно то, что он рассматривает проблемы с разных точек зрения. Это позволяет предугадать широту взгляда будущего руководителя и политика. Черчилль никогда не изображает события и явления одномерно, плоско. Он исходит из того, что существует несколько аспектов, и в своих рассказах и анализе показывает, - как они влияют друг на друга. Таким образом, в его описаниях есть исторически верное изложение фактов, их анализ и его личный опыт. И поэтому в стиле Черчилля видны и его личность, его эмоции и радости. Его книги затрагивают сферу чувств, но одновременно содержат и профессиональный анализ.
«Война на реке» пользовалась очень большим успехом у читателей. Однако в военных кругах столь откровенная критика организации и руководства армией встретила не очень тёплый приём.
Потому что Черчилль, который был всего лишь лейтенантом и до тех пор ещё ни разу не командовал серьёзными операциями, в книге занял пусть даже неосознанно, но позицию военачальника. Он решил, что уже может компетентно судить о войне.
Работая над «Войной на реке», Черчилль руководствовался историческими трудами Маколея и Гиббона. Он использовал манеру обоих этих авторов чётко формулировать и излагать мысли, обогатив её собственными идеями. Образцом ему служили сопоставление противоположных тезисов у Маколея и «краткие, отточенные обороты» Гиббона.
Итак, Черчилль пользуется определёнными приёмами, которые должны составить его собственный стиль, и это показывает, как он искал собственную выразительную манеру и развивал, поддерживал, обогащал её, опираясь на высокие образцы. Он не копировал, а брал на вооружение определённые приёмы, которые сформировали его стиль.
Манера поведения Черчилля, вся его личность видны в его авторском стиле: кратком, выразительном, образном, захватывающем. Или, если воспользоваться его словами: «Старые слова лучшие из всех, а краткие - лучшие из лучших».
Черчилль всегда был открыт для новых идей и, как он сам признавался, охотно брал пример с манеры поведения и поступков других людей. Однако новые идеи всегда должны были служить его делу, помогать ему.
Вероятно, именно потому, что Черчилль ценил индивидуальность, всегда уверенно отстаивал своё дело, не избегал конфликтов, у него развилось ярко выраженное чувство справедливости.
Он не делал секрета из того, кто повлиял на него как на автора, столь же мало он скрывал, у кого учился ораторскому искусству».
Хельге Хессе, Принцип Черчилля: стань личностью – добьёшься успеха, М., «Текст», 2011 г., с. 56-57.