Ранняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
СверхкомпенсацияСверхкомпенсация недостатков, болезней
Постоянный и профессиональный тренингПостоянный тренинг для поддержания своей формы
X
Ранняя творческая Сверхнагрузка / тренинг
СверхкомпенсацияСверхкомпенсация недостатков, болезней
Постоянный и профессиональный тренингПостоянный тренинг для поддержания своей формы
X
Юный У. Черчилль плохо учился в интернате Харроу по тем предметам, которые его не интересовали…
«Что касается речи, Черчилль не мог правильно произнести звук «с». Также была заметна склонность к заиканию. Эксперты спорят, был ли Черчилль на самом деле заикой. Одни считают, что он иногда прибегал к лёгкому заиканию в самом начале речи как к артистическому приему, чтобы удивить слушателей. Другие говорят, что он, вне всякого сомнения, заикался и преодолел это упорной работой. К дефектам речи добавлялось ещё и то, что Черчилль вовсе не обладал звучным или выразительным голосом, голос у него был, как доказывают записи, относительно слабым.
Так как для высокого руководящего поста очень важны дикция, красноречие и умение выступать публично, Черчилль рано начал работать над своей речью и восполнять пробелы в образовании. Черчилль нашел специалистов, которые должны были помочь ему прежде всего избавиться от пришёпетывания. Одно время он даже думал об операции. Но в конце концов остановился на постоянных упражнениях.
Чтобы стать мастером ораторского искусства, он изучал речи таких знаменитых ораторов, как Питт, Гладстон, Дизраэли и Кромвель. Речи своёго отца (у того в Англии была репутация выдающегося оратора и одарённого политика – Прим. И.Л. Викентьева) он учил наизусть. При этом Черчилль не только прорабатывал содержание и построение, внутреннюю драматургию речи, но и внимательно изучал манеру оратора держаться. Он часами репетировал перед зеркалом жесты и мимику, пытаясь таким образом научиться держаться уверенней, чтобы увеличить воздействие на слушателей и преодолеть свой сильный страх перед публичными выступлениями.
На самом деле Черчиллю приходилось постоянно упорно работать над тем, чтобы у него не сдали нервы. Потому что, хотя ему и нравилось произносить речи, само выступление вызывало приступ паники. Она появлялась не только из-за обычною страха провалиться и опасения не вызвать интереса слушателей, у Черчилля она ещё усиливалась высокими требованиями к себе самому. Так что не природный талант сделал Черчилля выдающимся оратором, хотя способности у него, конечно, были, а в первую очередь честолюбие и невероятное трудолюбие, с которым он развивал свои задатки.
Черчилль начал интересоваться языком ещё в Харроу. Его приводили в восторг удачные речевые обороты и игра слов. Он неустанно расширял свой словарный запас и вставлял в свои речи выдержки из Библии и произведений Шекспира. Благодаря этому ему удавалось не только завоевывать внимание слушателей, но и строить такие яркие фразы, что их разбирали на цитаты и крылатые выражения.
Так что темой обсуждения становился не только он, но и то, что он сказал. Увлеченно занимаясь ораторским искусством, Черчилль одним выстрелом убил нескольких зайцев: он начал справляться со своим дефектом дикции (до конца избавиться от шепелявости ему так и не удалось), приобрёл мощнейший инструмент для удовлетворения своих политических амбиций, а изучая речи знаменитых ораторов, расширил знания по истории...»
Хельге Хессе, Принцип Черчилля: стань личностью – добьёшься успеха, М., «Текст», 2011 г., с. 20.