«… в конце XX столетия, в результате глобальных сдвигов в развитии человеческой цивилизации, произошли перемены, которые не в состоянии объяснить сложившиеся школы и направления общественной науки, как отечественной, так в равной степени и мировой.
Дело в том, что существующая до сих пор парадигма общественной мысли была основана на нескольких постулатах, сформулированных ещё в XVIII веке И все школы и направления, от буржуазных до марксистских, развивались в рамках одной парадигмы теоретических представлений. Именно в XVIII веке были сформированы по крайней мере три крупнейших идейных позиции. Это прежде всего небесная механика Ньютона как представление о некой идеальной модели, идеальной самоуправляющейся системе, абсолютно совершенной. Поэтому все устремления общественной мысли были направлены на поиски подобной модели и для общества. Предлагались разные её (модели) варианты, решения, но расхождений в характере конечной цели не существовало.
Затем надо назвать концепцию Адама Смита с её «невидимой рукой» рынка, которая моделировала идеальное устройство общества, где всё сбалансировано и где обеспечивается его самодвижение и совершенствование.
И наконец, эту парадигму завершала концепция общественного договора Жан-Жака Руссо.
Менялись школы, направления, но парадигма, т.е. тип мышления, ориентированный на поиск идеальной модели, рассмотрение истории как линейного, поступательного развития, при котором каждая последующая ступень является более высокой и прогрессивной, чем предыдущая, как этап движения к некоему идеальному устройству, своего рода земному раю, оставалась неизменной.
Тот перелом, в общественном развитии, который произошёл примерно во второй половине нынешнего столетия и продолжается до сих пор, подрывает основы большинства из этих представлений. Прежде всего, поставлена под сомнение концепция оптимистического развития общества как постоянного движения от худшего к лучшему. Поставлена под сомнение вообще идея линейности общественного развития и возможность предсказать с её помощью дальнейшее направление развития цивилизации.
Постепенно становится ясным, что развитие человеческого общества не задано однозначно. Здесь нет и не может быть однозначной заданности. Я немного остановлюсь на данном выводе и поделюсь своими соображениями на этот счёт. Всё, что я прочитал по вопросу о глобальных проблемах развития цивилизации и общественно-экономическом прогрессе, убедило меня в том, что как только исследователь подходил к вопросу о заданности общественного прогресса как движения к некоему идеальному состоянию, он неизменно вводил в анализ Бога.
Без этого заданности не получалось. Ни у кого. Были ли это наши отечественные мыслители, включая Сергея Булгакова, написавшего специальную работу об общественном прогрессе, или западные, в том числе Арнольд Тойнби. Целеполагания без введения в анализ высшего существа ни у кого не получалось…»
Абалкин Л.И., В поисках новый парадигмы социально-экономического развития, в Сб.: Наука и власть: воспоминания учёных-гуманитариев и обществоведов / Сост.: Н.В. Бойко, М., «Наука», 2001 г., с. 17-18.