Психология творчества
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
Психология творчества
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Список задач в явном видеСписок проблем / задач в явном виде
X
«Психология философского творчества - совершенно неисследованная область, и те разрозненные данные, которыми мы обладаем (например, рассказы самих философов о формировании их идей), не дают фактического основания для допущения существования особой, философской интуиции. Этого допущения требуют интуитивисты, ссылаясь на своё философское творчество, но если даже принять их заявления за свидетельства, то и в этом случае придётся допустить лишь особую роль интуиции в их собственном философском творчестве.
Но ведь не все философы являются интуитивистами; большинство из них - противники интуитивизма.
Научный анализ свидетельств философов-интуитивистов, как бы ни были они чистосердечны, показывает, что они явно недооценивают то влияние, которое оказали на них другие философы, философские традиции, научные данные, определённые исторические условия и т.д.
Идеи, которые сложились в, интуитивистских учениях под явным влиянием других, как правило, неинтуитивистских теорий, сплошь и рядом истолковываются как «первичные интуиции», совершенно независимые от предшествующего философского развития.
Это видно на примере того же Бергсона: его основные идеи сформировались под влиянием иррационалистическои традиции в Германии и во Франции, его «метафизика становления» иррационалистически интерпретирует принцип развития получивший почти всеобщее, хотя и поверхностное признание в философии и естествознании конца XIX века Анализ отношения Бергсона к Канту Гегелю, Шопенгауэру, Мен де Бирану, Дарвину, Спенсеру, к представителям естественнонаучного материализма, несомненно, позволил бы ограничить роль интуиции в создании его системы, которая нередко характеризовалась как самая оригинальная в истории философии.
Таким образом, интуиция, как и умозрительность (спекулятивность), характеризует специфику философской формы познания, хотя обе присущи всякому теоретическому исследованию. И здесь, очевидно, нет оснований для вывода о существовании таких признаков философского мышления, которые присущи только ему одному. Речь снова идёт о том, в какой степени философии свойственны умозрительность и интуиция. Однако эта степень существенно разнится в различных философских учениях, на разных этапах развития философии».
Ойзерман Т.И., Проблемы историко-философской науки, М., «Мысль», 1982 г., с. 94-95.