Изучение смысла и значения жизни по К.Н. Любутину и Д.В. Пивоварову

«При изучении вопроса «смысла жизни» «…беда многих исследователей проблемы заключается в легком соскальзывании на иную тему - на разговор не о смысле, а о значении жизни, о её материальных основаниях и тенденциях развития. Хотя значение и смысл тесно связаны друг с другом, и анализ смысла жизни предполагает также анализ значения жизни, тем не менее, это разные реальности. В результате некритического отождествления смысла и значения возникли три альтернативные точки зрения.

1. Человечество не имеет никакого предназначения, оно - ошибка природы; человек всегда остается поэтому наедине с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо бытие его бессмысленно.

2. Назначение человека в мире имеет надприродный и внебиологический смысл; коль скоро разгадка проблемы не достигается в мире телесном, несмотря на напряженные её поиски, остается верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и приобщенную к бесконечности мировой субстанции.

3. Человеческое стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением индивидуального человека с обществом; конечность (смертность) отдельного человека вплетается в вечное существование человечества, и смысл существования человека поэтому состоит в служении обществу, потомкам. […]

Гораздо более адекватными предмету являются методы исследования смысложизненных отношений в художественной литературе и искусстве. Являясь открытой моделью, произведение искусства не претендует на объяснение духовного мира всех людей, всего человечества и в то же время (вот парадокс!) находит заинтересованный душевный отклик очень многих людей - гораздо больший, чем научные трактаты. Дело здесь не столько в широкой доступности художественного языка и элитарности языка науки, сколько в принципиальном различии искусства и науки в их подходе к изучению человека. […] До сих пор наука, имеющая тенденцию вырабатывать принципиально объектное значение, не располагает подобными методами трансляции смысложизненного знания.

Весьма интересными в этом отношении являются художественные произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, полные смысложизненных парадоксов и наблюдений над собой и своими героями. Художественными средствами великие писатели обосновывают рационально-иррациональную природу смысла жизни: без твёрдого представления о себе, о том, для чего ему жить, человек не согласится жить; но вместе с тем он руководствуется какими-то более глубокими и мало зависимыми от осознания себя духовными импульсами, строя своё поведение, «Не то, что мы называем наукой, определит жизнь, а наше понятие о жизни определит то, что следует признать наукой», - писал Л.Н.Толстой».

Любутин К.Н., Пивоваров Д.В.,Человеческий индивид в субъектно-объектном измерении, в Сб.: Основания индивидуального бытия / Отв. за выпуск Н.Н. Целищев, Екатеринбург, «Банк культурной информации», 2002 г., с. 28-30.

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»