Настройка на творческую работу с помощью фотографий по А.Г. Герману

«Во всех фильмах мне очень помогали щиты. Они до сих пор стоят на студии. Щиты, на которых настрижено много-много кусочков из классической живописи. Земной.

Бочка брейгелевская, у бочки дядька. Дворец. Сральник. Саночки. Шапочки, перчаточки, сапожки. И классика, и неклассика. Это - к последней картине. Штук сто их было.

У меня таких щитов было полно по каждому фильму. По ранним фильмам - фотографии.

Я время от времени должен был к ним сбегать, у них посидеть. Там я понимал, вру я или не вру. В них я или не в них.

Надо было напитаться до предела, а потом вернуться и посмотреть на свой кадр: похож или нет? Если нет - снимать заново. Собирать мы их начинали в самом начале. Мы садились за режиссёрскую разработку, и специальный человек в это время набирал фотографии.

По «Проверке на дорогах» - лица, лица, лица. Мне надо было видеть лица. А когда мы готовились к «Двадцати дням без войны», это сделал Симонов. Он выступил по телевидению и сказал: «Если у вас на чердаке лежат старые вещи, которые вам не нужны, мы их купим - хотя у нас совсем немного денег на это, но в них снимутся люди, они помогут воспроизвести эпоху. Если есть старые фотографии - несите».

Герман: Интервью. Эссе. Сценарий, Книга А. Долина, М., «Новое литературное обозрение», 2011 г., с. 144.