Вера и мысли о будущей жизни по Эдуарду Тайлору

«…полезно обратить внимание на один практический вопрос:  каким образом влияла на поступки и характер людей на различных ступенях  культуры мысль о будущей жизни?

Если мы возьмем за точку отсчёта представления дикаря, то убедимся,  что они составляют скорее предмет умозрительной философии, чем источник  жизненных правил. Примитивные люди держатся верований в будущую жизнь,  потому что считают их истинными, но нет ничего удивительного, если для  людей, которые едва помнят происшедшее три дня тому назад, является малым  стимулом смутное ожидание жизни за пределами гроба. Оставляя в стороне  вопрос о существовании племён, совершенно лишённых представления о будущей  жизни, мы смело можем принять существование в прошлом и настоящем большой  массы людей, на жизнь которых вера в будущую жизнь заметным образом не  влияла.

Теория продолжения существования души после смерти, превращая смерть  в простой переход в новую страну, может вообще оказывать весьма малое  влияние на поступки людей, хотя косвенным образом это учение пагубно влияет  на общество, приводя, как нам уже известно, к убийству жён и рабов и к  уничтожению собственности для предоставления её умершему в будущем мире.  Если этот предстоящий мир предполагается более счастливым, чем настоящий,  ожидание его побуждает людей охотнее рисковать своей жизнью на войне,  поддерживает обычай отправлять больных и престарелых в лучший мир и поощряет  к самоубийству, если земная жизнь оказывается слишком тяжёлой.

На полпути между теорией продолжения бытия души после смерти и учением  о нравственном воздаянии и при господстве идеи, что доблести, обеспечивающие  сан, богатство и почести на земле, приведут впоследствии к ещё большей  славе, - это представление должно, конечно, придавать новую силу тем земным  побуждениям, которые создают храбрых воинов и могучих вождей. Но у людей,  которых, согласно их вере, после смерти ожидает превращение в бродячих духов  или переселение в какую-либо мрачную страну теней, подобные ожидания только  усиливают естественный ужас перед жизненной развязкой. Такие люди  приближаются к умственному состоянию современного африканца, для которого  смерть отождествляется с тем, что он перестанет пить ром, одеваться в  красивые ткани и иметь жен. Современный нам негр поймёт во всей полноте  смысл начальных строк «Илиады», где говорится, что «души» героев низринуты в  Аид, а что «сами они» отданы на съедение хищным птицам и псам.

Приближаясь к уровню высокой цивилизации, мы замечаем, что мысль о  будущей жизни занимает всё более и более обширное место в религиозных  воззрениях. Ожидание суда после смерти становится всё живее и живее и - чего  вовсе не встречается у дикарей - делается реальным жизненным мотивом.

Впрочем, эта перемена вовсе не идёт рука об руку с развитием культуры.  Учение о будущей жизни едва ли имеет более глубокие и сильные корни в высших  слоях цивилизации, чем в средних. На языке Древнего Египта мёртвые  восторженно называются «живыми», так как жизнь их вечная - всё равно,  продолжается ли она в мире усопших или ближе к дому, в гробнице, в «вечном  жилище». Мусульмане говорят, что человек спит при жизни и просыпается в  момент смерти. Индус приравнивает тело, оставленное душой, к постели, с  которой он встаёт утром. Рассказ о древних гетах, которые плакали при  рождении и смеялись при погребении человека, служит образным выражением идеи  об отношении этой жизни к будущей, идеи, которая постоянно всплывает на  поверхность в истории религии и которая, быть может, нигде не понимается так  легко, как в рассказе из «Тысячи и одной ночи», где морской Абдаллас  негодованием разрывает дружбу с сухопутным Абдаллой, когда узнаёт, что  обитатели земли не поют и не веселятся при смерти товарищей, подобно морским  жителям, а плачут, печалятся и разрывают свои одежды.

Подобные идеи ведут к болезненному аскетизму, достигающему высшего  развития в жизни буддистского святого, который с отвращением, как неприятное  лекарство, принимает пищу из своей кружки для милостыни, одевается в  погребальные пелены, взятые с кладбища, или покрывает себя безобразной  одеждой, как будто повязкой для прикрытия язвы, а на смерть, ожидающую его  впереди, смотрит как на избавление от печалей жизни. Высшая надежда такого  аскета состоит в том, что после непостижимо длинного ряда последовательных  существований он найдёт наконец убежище даже от небесной жизни.

Вера в будущее воздаяние сделалась в самом деле могучим рычагом в  жизни народов. Распространяясь с одинаковой силой на добро и на зло, она  становилась могущественным средством для многих религий. Жрецы открыто  пользовались ею в своих интересах, для обогащения и усиления своей касты и  для удержания умственного и общественного прогресса в пределах освященных  систем. На берегах реки смерти в продолжение веков стояли ряды жрецов, чтобы  заграждать путь всем бедным душам, которые не удовлетворяли их требованиям  относительно обрядов, религиозных формул и приношений.

Это теневая сторона. Светлая же заключалась в следующем. Изучая  нравственное развитие цивилизованных народов, мы видим, что как страх  будущей жизни и надежда на неё поддерживали влияние религиозных учений, так  мысль о суде после смерти в самых различных религиях должна была поощрять к  добру и удерживать от зла, в соответствии с теми изменчивыми понятиями,  которые люди составляли себе о добре и зле.

Все философские школы, начиная с античных времен, отвергавшие верование в будущую жизнь, возвратились по новой дороге к той исходной точке, которой, возможно, самые грубые народы  никогда не покидали. Это справедливо по крайней мере по отношению к понятию  о будущем воздаянии, которое одинаково далеко от умов людей, стоящих на двух  крайних ступенях цивилизации. Весьма трудно сказать, насколько нравственное  мерило жизни применяется у цивилизованных народов в связи с идеей о будущей  жизни, потому что и у людей, не верящих в эту вторую жизнь, мы также  встречаем нравственные начала, которые выработаны в большей или меньшей  степени под этим влиянием. Люди, живущие как для одного мира, так и для  двух, имеют много общих побуждений к добру: во-первых, благородное чувство  собственного достоинства, заставляющее их вести соответственную жизнь;  во-вторых, любовь к добру ради самого добра и ради его непосредственных  результатов; и, наконец, желание сделать нечто такое, что пережило бы самого  человека, который, быть может, и не увидит своих дел, но которому уже одно  ожидание их последствий доставляет известную долю удовлетворения. Но тот,  кто убеждён, что нить его жизни будет раз и навсегда перерезана роковыми  ножницами смерти, сознаёт, что ему необходимы уже в земной жизни те цели и  радости, которых верующий ожидает лишь в будущем мире. Мало кому может  доставлять удовольствие мысль исчезнуть совершенно из сознательного мира и  жить, подобно великому Будде, в одних делах своих.

Остаться живым в памяти друзей составляет уже отраду. Немногим великим умам дано в удел пользоваться в памяти потомства какими-нибудь тысячью годами «субъективного бессмертия».  Вообще же в человеческом роде интерес к отдельным личностям почти всегда  ограничивается современниками, а память о лице едва сохраняется лишь до  третьего или четвёртого поколения. Но выше и сильнее всех этих земных  побуждений влияние веры в бессмертие, которая достигает наивысшего  проявления у смертного одра, когда, отвергая свидетельства своих чувств,  люди, оплакивающие близкого человека, улыбаются сквозь слезы, говоря, что  это не смерть, а начало жизни».

Эдуард Тайлор, Первобытная культура, М., «Политиздат», 1989 г., с. 308-310.