Г.А. Голицын высказал гипотезу, «…что любая система (будь то человек, социум, язык, культура, искусство или его вид) в своём поведении стремится максимизировать взаимную информацию между данной системой и внешней средой, максимизировать связь между ними. (Имеется масса примеров, когда сложные системы стремяться минимизировтаь взаимную информацию - Прим. И.Л. Викентьева).
Иначе говоря, достигается максимально возможная адаптация системы к её среде, и мерой адаптации служит как раз взаимная информация, формула для которой приведена выше.
Из неё выводятся основные статические и динамические следствия, описывающие поведение любой системы. Это экспансия - стремление к росту числа разнообразия реакций системы («поисковое поведение»); идеализация - стремление к уменьшению энтропии совершаемых системой ошибок («консервативное поведение»); экономия ресурса, осуществляемая за счёт выбора системой состояний, отвечающих минимальным ресурсным расходам, или уменьшение дефицита ресурса.
Конкретизация условий, в которых находится изучаемая система, приводит к вполне чётким закономерностям - культурологическим, психологическим, социологическим, лингвистическим, эстетическим».
Коваленко Т.В., Эволюция театральной жизни: опыт информационно-культурологического осмысления, М., «Либроком», 2012 г., с. 35.
Примеры Г.А. Голицына:
«Первые телефонные сети связывали абонентов непосредственно друг с другом, поэтому с ростом их количества (n) число связей (N) увеличивалось приблизительно пропорционально квадрату n […] и система быстро усложнялась. Для её упрощения были введены телефонные станции, так что каждый абонент был связан только с центральным узлом, который уже соединял его с другими абонентами, тогда и число связей резко сократилось: N = n. […]
Происхождение денег также связанно с феноменом централизации. Первоначально один товар непосредственно обменивался на другой, но с ростом предложения (то есть числа товаров) такой непосредственный обмен стал затруднительным. Тогда был найден всеобщий эквивалент, «обменный центр» - золото, на который можно было обменять любой товар. В этом «централизованном» виде система товарного обмена существует и в наши дни.
Аналогичные примеры можно найти в других областях эволюции: развитие нервной системы - от диффузной к централизованной; политических отношений - от средневековой феодальной раздробленности к централизованным государствам раннего Нового времени.
В духовной сфере - Авраам за многообразием языческого пантеона находит единого Бога. Ньютон в ряду частных фактов, описывающих закономерности механического движения, усматривает действие единого закона - всемирного тяготения. Во множестве работ Г.А. Голицына и В.М. Петрова показано, что эволюция научной теории также подчиняется тенденции централизации, которая является общесистемной.
«... Три закона Ньютона, объясняющие все факты классической механики, были позднее сведены к одному - принципу наименьшего действия, в геометрической оптике законы распространения и преломления света были сведены к принципу скорейшего пути Ферма. Число уравнений Максвелла, охвативших все факты электродинамики, первоначально равнялось двадцати, Герц и Хэвисайд свели их к четырём, а теория относительности - к одному».
Коваленко Т.В., Эволюция театральной жизни: опыт информационно-культурологического осмысления, М., «Либроком», 2012 г., с. 140-141.