«Демоническое, отличное от божественного, во все времена играло значительную роль в греческих народных верованиях (и играет до сих пор).
Люди в «Одиссее», приписывают многие события в своей жизни, как психические, так и физические, каким-то безымянным демонам, хотя при этом, тем не менее, складывается впечатление, что они относятся к этому не всегда серьёзно.
Но в эпоху между «Одиссеей» и «Орестеей» демоны, кажется, приблизились к человеку: их воздействие стало постоянным, они превратились в более коварных, более злобных существ. […] И это верование жило в народе и многие годы после Эсхила. Кормилица в «Медее» знает, что ate - это результат воздействия злобного демона, и она связывает ate с древней идеей о phthonos: чем более велик род, тем больше ate, которая его одолевает; только полный дурень или абсолютно некудышний человек может избежать её. Ещё в 330 году до н.э. оратор Эсхип мог бросить замечание, хотя и не без оговорки «по-видимому», что некий грубиян, прервавший его речь в совете амфиктионии, по-видимому, был подвигнут на такое непристойное поведение «чем-то демоническим». […]
… греки говорили о голоде и заразных болезнях как о «богах», а современные афиняне до сих пор верят, что в одной расселине на Холме Нимф обитают три страшных Демона, чьи имена - Холера, Оспа и Чума. Существуют могущественные силы, противостоять которым человечество бессильно; такая сила и является божеством. Именно поэтому цепкая власть и бремя наследственной скверны могут принимать форму daimon gennes (демона рода) Эсхила, и, что более характерно, вина пролития крови подпадает под власть Эринний (В древнегреческой мифологии - богини возмездия и хранительницы кровных родственных связей. В Древнем Риме Эринниям соответствуют Фурии - Прим. И.Л. Викентьева).
Подобные существа, как мы уже видели, не являются для своих человеческих агентов и жертв полностью внешними: Софокл, например, может говорить о «Эринии в мозгу».И, тем не менее, они объективны, ибо стоят на страже объективного закона, гласящего, что за пролитием крови необходимо следует кара.
Эрик Доддс, Греки и иррациональное, М.-СПб, «Университетская книга», 2000 г., с. 50-51.