«В 1999 году, когда Шон Фэннинг создал Napster, в музыкальной сфере повеяло революцией. Обмен музыкальными файлами с помощью интернета чрезвычайно упростился, для покупателей открылась возможность как минимум пятикратно сэкономить на покупках дисков в магазине. (Обмениваться музыкальными файлами в Internet можно было и раньше, но пиринговые сети резко упростили этот процесс – Прим. И.Л. Викентьева).
К этому моменту уже был создан плеер Rio, воспринимающий сжатую музыку и позволяющий вообще обходиться без дисков. Молодёжь, разумеется, не преминула этим воспользоваться. Цена звукозаписей может на три четверти состоять из затрат на распространение дисков. Поэтому, когда благодаря интернету, Napster и изобретению популярного ныне МРЗ формата эта часть расходов стала необязательной, следовало ожидать, что дорогие диски утратят конкурентоспособность и упадут в продажах, либо их цена снизится.
18-летний Шон Фэннинг создал программу Napster в ответ на жалобы друзей, сетующих на сложность поиска и скачивания музыки в сети. С июля 1999 г. Napster начал предоставлять пользователям возможность обмениваться музыкальными файлами в формате МРЗ практически напрямую: вместо того чтобы накапливать музыкальные файлы на одном сервере, Napster обеспечивал обмен музыкой по схеме user-to-user (от пользователя к пользователю). А центральный сервер обеспечивал лишь поиск нужных композиций на компьютерах пользователей, подключённых к сети. […] В июле 1999 г., согласно замерам компании Media Metrix, в США цифровую музыку слушали 4 млн. человек; менее чем за год до этого их было только несколько сот тысяч. Часть записей, циркулирующих в сети Napster, была защищена законом об авторских правах, однако распространялась бесплатно. Napster спокойно просуществовал пять месяцев, вплоть до 7 декабря, когда RIAA подала на компанию в суд за «прямое и косвенное нарушение копирайта». […]
Сколь бы ни были неуловимы и «невинны» расхитители, но недоимка исчислялась миллиардами долларов, и лишаться их никто не хотел. Лейблы, хоть и находились в состоянии грогги, предприняли решительное контрнаступление, вооружившись буквой закона. Поскольку конечные пользователи, они же правонарушители, рассеяны и труднодоступны, первая атака была предпринята на Napster. Ассоциация индустрии звукозаписи Америки (RIAA) подала на него в суд, который в итоге труднейшего разбирательства постановил, что сервис незаконен.
Были доказаны три важных признака правонарушений:
1. Реально контролируя сервис, задействованный в нарушениях, Napster имел возможность блокировать хищения музыки, но не делал этого.
2. Napster извлекал финансовую выгоду, создавая условия для нелегальной деятельности.
3. Он не смог предъявить достаточного числа случаев своёго полезного использования в легальных целях.
В итоге Napster был закрыт, и, казалось, проблема решена. Но это была пиррова победа. Суд невольно оказал истцам и медвежью услугу. Спорное дело привлекло внимание прессы, и Napster обрёл невиданную популярность. Усилиями его сторонников большая часть оцифрованной музыки была выпущена на свободу - гулять в сети. Фанаты насобирали миллионные коллекции песен на своих компьютерах и охотно делились ими со всеми желающими. Среди сотен тысяч добровольцев началась цепная реакция. Файлообменные системы помогали им находить друг друга ещё во время судебных слушаний, как грибы после дождя, множились нелегальные файлообменные сервисы - клоны Napster».
Долгин А.В., Экономика символического обмена, М., «Прагматика Культуры», 2007 г., с. 27 и 42.