Товарищество передвижных художественных выставок («Передвижники»)

Творческое объединение русских художников, было организовано И.Н. Крамским, Г.Г. Мясоедовым, Н.Н. Ге и В.Г. Перовым отчасти в противовес официальному центру искусства - Императорской Академии художеств.

В «…1869 году группа московских художников направила своим петербургским коллегам коллективное письмо, адресованное прежде всего членам Артели. К письму был приложен «эскиз проекта» организации подвижной выставки художественных произведений. Москвичи предложили петербуржцам обсудить этот проект на одном из традиционных «четвергов», собрать подписи желающих участвовать в делах создаваемого товарищества, а затем «хлопотать об утверждении Устава». […] Хотя письмо и было послано от имени шести художников, автором идеи передвижных художественных выставок был один человек - Григорий Григорьевич Мясоедов, рукой которого письмо было написано.  […] За границей он обратил внимание на существование подвижных  выставок, экспонаты которых перемещались устроителями выставок из одного города в другой, охватывая все новых и новых зрителей. Мясоедов решил привить это начинание в России, где не было ничего подобного. Знаменательно, что Григорий Григорьевич не cтал искать государственной поддержки своему почину, а с самого начала решил создать независимое товарищество. Во Флоренции он близко сошёлся с Николаем Николаевичем Ге […]  Именно ему принадлежат лавры первооткрывателя. Мясоедов предложил Ге создать новое творческое объединение - выставочную организацию русских художников. Ге горячо поддержал эту идею…»

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 88-89 и 90.

«В проекте устава Товарищество сознательно противопоставлялось Императорской Академии художеств и дистанцировалось от поощряющих искусство обществ. Это был манифест независимой выставочной организации художников: «Мы считаем совершенно необходимой совершенную независимость Товарищества от всех других поощряющих искусство обществ». Товарищество создавалось для того, чтобы дать самим художникам «возможность высвободить искусство из чиновничьего распорядка».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 91.

Товарищество развивало лучшие традиции Санкт-Петербургской Артели художников, руководитель которой И.Н. Крамской стал идейным вождём нового объединения.

Согласно Устава товарищества, его цель: «…устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах:
а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами;
б) развития любви к искусству в обществе; и
в) облегчения для художников сбыта их произведений».

 

Многие из картин передвижников были выполнены по заказу П.М. Третьякова.

Начиная с 1871 года, товарищество провело 48 передвижных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Риге, Одессе и других городах.

«…создание Товарищества передвижных художественных выставок резко изменило весь ландшафт интеллектуальной деятельности в России. Впервые в истории русской культуры была создана неправительственная творческая организация, спаянная жёсткой дисциплиной. Подчинение уставу Товарищества было обязательным для всех его членов. Правило не знало исключений. Этим Товарищество отличалось от Артели художников. Как мы помним, история Артели началась с неуплаты членских взносов большинством её членов. Товарищество не знало ничего подобного. Даже с авторов картин, проданных до открытия выставки, взимался обязательный 5%-й Сбор в пользу организации. Финансовая дисциплина была образцовой. Аккуратно велись приходно-расходные книги. За всю многолетнюю историю Товарищества не было выявлено ни одного злоупотребления со стороны организаторов. Коммерческая деятельность осуществлялась абсолютно легально, и ей были неведомы ни приписки, ни хищения. Организаторы выставки отчитывались перед членами Товарищества об обороте денежных средств. Кроме того, члены-учредители Товарищества, не представившие свои картины в установленный срок и не принявшие участие в передвижной выставке, были признаны выбывшими из членов Товарищества».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с.100-101.

 

«Пока эмоциональная энергия Крамского пребывала с Товариществом, оно было способно к саморазвитию.

Как только этой энергии не стало - творческое объединение буквально на глазах превратилось в бюрократическую организацию.

Прошло всего лишь несколько месяцев после смерти Ивана Николаевича, и Репин написал официальное заявление о выходе из Товарищества. «С тех пор как Товарищество все более и более увлекается в бюрократизм, мне становится невыносима эта атмосфера. О товарищеских отношениях и помину нет: становится какой-то департамент чиновников. Чтобы перевесить картину на выставке, надо подать прошение в комиссию по устройству оной! (Поленов подает мне докладную записку!!!) И это проходит и утверждается большинством. [...] На члена налагается ответственность за все его частные поступки - везде он считается представителем Товарищества! Эта скупость приёма новых членов!! [...] Эта вечная игра в тёмную при приёме экспонентов! Всего этого я наконец переносить не могу. Я долго надрывал себе глотку против этих несимпатичных мер и вижу, что я остаюсь один всегда. Может быть, Товарищество право и такие меры принесут ему больше пользы. Но чиновничество мне ненавистно; я бежал из Академии от чиновников - у нас возникла своя бюрократия. Я не могу...»

Репин добровольно покинул Товарищество. Поленов, хотя и остался, болезненно переживал кризис организации, её медленное и неуклонное сползание вниз. На прямой вопрос жены, не думает ли и он порвать с передвижниками, художник ответил: «Ты... думала, что я выйду, нет, я никогда не имел этого намерения... Я слишком люблю Товарищество, слишком твёрдо верю в его главную цель и слишком уважаю самих товарищей, как людей, намного выше стоящих всего остального строя, чтобы уходить оттуда; напротив, я остаюсь, чтобы бороться и приносить сколько могу пользы общему делу». Действительно, Василий Дмитриевич боролся, и боролся активно. Он пытался помочь молодым художникам вступить в члены Товарищества. Его позиция встретила противодействие в среде передвижников. Особенно активно сопротивлялся Владимир Егорович Маковский, который не скрывал своей враждебности не только по отношению к молодым художникам. Особенно недружелюбно он относился к евреям и женщинам: дескать, жиды и бабы лезут в русское искусство. Для него «польза общего дела» заключалась только в одном: их туда не пустить. Некогда сам Поленов ратовал за то, чтобы на пути художников, желающих «втереться» в ряды передвижников, был поставлен непреодолимый заслон. Передвижники единогласно проголосовали за это предложение, и, спустя несколько лет, Василий Дмитриевич увидел, к каким последствиям это привело…»

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 228-229.

 

Окончательно Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) окончило  существование в 1923 году.