Артель художников во главе с И.Н. Крамским

«Артель…» возникла после ухода из Императорской Академии художеств  14-ти её студентов-выпускников в знак протеста против заданной темы конкурсной картины: «Пир в Вальгалле», как «не связанной с русской жизнью».

Покинув стены Академии художеств, живописцы были вынуждены освободить занимаемые им мастерские, принадлежавшие Академии. Оставшись без средств к существованию и мастерских, (использовавшихся не только для работы, но и для проживания), участники «бунта» объединяются в артель, прообразом которой послужила коммуна, описанная Н.Г. Чернышевским в романе «Что делать?».  Вдохновителем и главным финансистом артели стал И.Н. Крамской, на квартире которого жили и работали ещё 5 художников.

«Утопии Чернышевского об обществе будущего предстояло воплотиться в реальную жизнь и выдержать проверку реальной жизнью. Общество будущего было решено построить в одной отдельно взятой квартире.  […] Социализм делался, таким образом, обязательным в повседневной будничной жизни, не исключая пищи, одежды, жилищ и пр. Вследствие этого предписания проводить социализм во всех мелочах повседневной жизни движение в передовых кружках молодёжи приняло сектантский характер обособления от общества, равнодушного к предписаниям романа. Как и во всякой секте, люди, принадлежавшие к ней, одни лишь считались верными, избранниками, солью земли. Всё же прочее человечество считалось сонмищем нечестивых пошляков и презренных филистёров. Между тем, как лишь весьма незначительное меньшинство увлекалось деятельностью с политическими целями, большинство ограничивалось устройством частной и семейной жизни по роману «Что делать?». Всюду начали заводиться производительные и потребительные ассоциации, мастерские, швейные, сапожные, переплётные, прачечные, коммуны для общежитий, семейные квартиры с нейтральными комнатами и пр. Фиктивные браки, с целью освобождения генеральских и купеческих дочек из-под ига семейного деспотизма в подражание Лопухову и Вере Павловне, сделались обыденным явлением жизни, причём редкая освободившаяся таким образом барыня не заводила швейной мастерской и не рассказывала вещих снов, чтобы вполне уподобиться героине романа. Желание ни в чем не походить на презренных филистёров простиралось на самую внешность новых людей, и, таким образом, появились те пресловутые нигилистические костюмы, в которых щеголяла молодёжь в течение 60-х и 70-х годов. Пледы и сучковатые дубинки, стриженные волосы и космы сзади до плеч, синие очки, фра-дьявольские шляпы и конфедератки, - боже, в каком поэтическом ореоле рисовалось всё это в те времена и как заставляло биться молодые сердца, причем следует принять в соображение, что всё это носилось не из одних только рациональных соображений и не ради одного желания опроститься, а демонстративно, чтобы открыто выставить свою принадлежность к сонму избранных»

Скабичевский А.М., Литературные воспоминания, М.-Л., 1928 г., с. 249-250.

Артель занималась также организацией выставок, обучением желающих живописи и проведением вечеров с чтением докладов по проблемам искусства.   В 1865 году был принят Устав Артели, где было оговорено совместное выполнение заказов и распределение гонораров: члены Артели должны были платить в общую кассу 10% от каждой самостоятельно проданной работы и 25% от совместно выполняемых работ.

«Всего лишь четыре или пять человек соблюдали это формальное условие, впоследствии закрепленное официально утверждённым 9 июня 1865 года уставом Артели. История первой самостоятельной творческой организации русских художников началась с неуплаты членских взносов. «Между тем те, которые ничего не взносили из своих работ, ведь жили же чем-нибудь, ведь имели же они хоть какую-нибудь работу и, стало быть, должны же были взнести хотя грош в общую кассу». Их плутовство возмущало Крамского: «...высокая врождённая честность... проглядывала во всех его действиях»».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 61.

Члены Артели «… хотели одновременно избежать не только творческого диктата со стороны  государства, но и унизительной экономической кабалы, предлагаемой мэтрами Академии художеств. И никто до поры до времени не задумывался о подневольном положении свободного художника, вынужденного в своих работах угождать вкусам публики, которая заказывает и оплачивает эти работы».

Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза, М., «Дрофа», 2008 г., с. 63.

 

И.Н. Крамской – в том числе и для содержания Артели – согласился на предложение расписать главный купол Храма Христа Спасителя в Москве.

 

Просуществовало первое независимое объединение художников недолго - после выхода из Артели в 1871 году И.Н. Крамского, оно распалась. Позже  многие её участники вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок»