Приемы аттракционов по С.М. Эйзенштейну - А.И. Липкову [продолжение]

Начало »

 

Огромное число художественных произведений находится в пограничной области на границе раздела двух мод (фаз). Например, проза и поэзия представляют собой две разные формы (моды, фазы) организации словесного материала. Однако в некоторых случаях мы не можем однозначно отнести некоторые произведения искусства только к одной из этих форм, поскольку в них проявляются свойства обоих.

Точно так же хореографическое искусство существует на границе двух форм движения - ходьбы и бега. По-видимому, мультимодальные структуры представляют собой важный тип коллективного бессознательного (архетип). В христианской религии понятие Бога имеет тримодальную структуру: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В картине А. Рублёва «Троица» все эти три фазы Бога изображены в равновесии, которое можно сравнить с равновесной трикритической точкой в теории фазовых переходов.

Аттракцион-риск организуется в неустойчивой, пограничной, критической ситуации вблизи фазовых переходов «жизнь - смерть», «богатство - нищета» и т. п. Каскадёры, автогонщики, канатоходцы, воздушные гимнасты, игроки в азартные игры постоянно имеют дело в такими ситуациями.

В «Пире во время чумы» А.С. Пушкина один из героев продекламировал:

Всё, всё, что гибелью грозит, 
Для сердца смертного таит 
Неизъяснимы наслажденья. 
Бессмертья, может быть, залог, 
И счастлив тот, кто средь волненья 
Их обретать и ведать мог.

Поняв природу таких связанных с риском ситуаций, можно попытаться объяснить непреодолимое любопытство ко всем щекочущим нервы аттракционам, причину «наслаждения» от опасности. Как правило, зона риска - это область бифуркаций для параметра, характеризующего активность человека, где кривая, описывающая степень успешности такой активности, испытывает ветвление. По этой причине риск воспринимается подсознательно как атрибут успеха («кто не рискует, тот не пьёт шампанское»), как неотъемлемый элемент существенных перемен к лучшему, и, видимо, по этой причине такие состояния на уровне безусловных, врождённых рефлексов связаны с эмоциональными реакциями наслаждения, удовольствия, радостного волнения.

Аттракцион-смерть, аттракцион-жестокость, как и «иные виды аттракционов, имеют дело с пограничной ситуацией - с испытанием духовных и физических сил человека на пределе - или за пределом выносимого»

Липков А.И.,  Проблема художественного воздействия: принцип аттракциона, М., «Наука», 1990 г.

К числу таких аттракционов можно отнести и обряд инициации (посвящения), существовавший (и существующий до сих пор) у многих народов. Причина существования таких аттракционов во многом та же, что и в случае аттракциона-чуда.

Аттракцион-катастрофа - это реализация во времени сильно неустойчивых состояний, в ходе которых могут возникать те или иные сценарии самоорганизации: самоорганизационная критичность, режим с обострением и т.д. Наряду с известными фильмами-катастрофами типа «Ад в поднебесье» (пожар небоскреба) или «Гибель Японии» (землетрясение), к этому жанру можно отнести такие сказки, как «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Репка» и т.д.

Спецэффекты. Термин «аттракцион» не получил широкого распространения ни в научной литературе по искусствознанию и эстетике, ни в критической литературе. Большую популярность, правда, в основном по отношению к киноискусству, получил по нашему мнению малоудачный термин «спецэффект» или «спецэффекты» («special effects). Его суть аналогична понятию «аттракцион» и означает использование в кино различных технических и технологических ухищрений для создания определённого (чаще всего необычного, но не обязательно) зрительного или (что реже) слухового эффекта. Герой одного из фильмов, сам выдающийся специалист по спецэффектам, утверждает: «Теперь в кино герои никого не интересуют. Всем нужны спецэффекты». И мы в самом деле начинаем замечать, что спецэффект становится главным героем многих современных фильмов. Иными словами, растёт плотность информации, содержащаяся в фильмах, поскольку, как и многие аттракционы, спецэффекты в кино являются источниками сильных потоков информации.

Итак, любой аттракцион - это либо фазовый переход в некоторую предельную область, где обычные законы, нормы и правила перестают действовать, либо это реализация метастабильной критической ситуации вблизи границы фазовых переходов определённого типа («знание - незнание», «жизнь - смерть», «нищета - богатство»).

Развитие сюжета литературного произведения или художественного фильма можно представить как последовательный ход от одного типа аттракциона к другому (смотри, например, анализ сюжетного развития фильма «Андрей Рублёв» режиссера А. Тарковского».

Евин И.А., Искусство и синергетика, М., «Едиториал УРСС», 2004 г., с. 73-77.