Зарождение жанра автобиографий в Древнем Риме

Самой значительной из форм исторического повествования, рождённых на волне новой политической реальности, была автобиография - жанр, которому была уготована замечательная судьба в римской литературе. Конечно, автобиографии этого времени были ещё весьма далеки от той глубины мысли и той тонкости самоанализа, которые мы находим, например, в сочинениях Марка Аврелия и Августина.

Зарождение автобиографического жанра в римской литературе было вызвано, по всей видимости, интересами как личными, так и политическими: желанием защищаться или атаковать противника, выставляя его на всеобщее обозрение в неприглядном свете. Появление автобиографии предполагает утверждение в римском обществе отдельной личности, которая приобретает в жизни коллектива особое значение. Это одна из самых существенных черт всей римской культуры (начиная со сципионовской эпохи) хорошо объясняет, почему литературный жанр автобиографии процветает с большим успехом в Риме, чем в Греции. (Как и во многих других случаях, греческая литература давала здесь замечательные примеры, среди которых видное место занимал Анабасис Ксенофонта.)

Возможностями нового исторического жанра воспользовалась в политических целях прежде всего сенатская аристократия, чему в немалой степени способствовали традиции хвалебного красноречия в форме погребального восхваления (laudatiо funebris). В Риме издавна существовал обычай произносить перед могилой умершего похвальную надгробную речь - элогий. Она произносилась одним из членов семьи или, в случае публичных похорон, каким-нибудь должностным лицом.

В элогии превозносилась, что вполне понятно, деятельность умершего, а также деяния и подвиги его предков. Таким образом, получалась своеобразная героическая история семьи. Сначала эти речи, видимо, не записывались, однако очень скоро их стали включать в архивы знатных римских семей, что содействовало созданию фамильных хроник (речь о них шла выше), которые в силу своего происхождения и назначения не могли быть объективными. Тем не менее, первые римские историки (были вынуждены обращаться к этим источникам и неудивительно, что Цицерон и Ливий порицают погребальные восхваления за то, что в них искажается и фальсифицируется история.

На рубеже II-I вв. до н.э. автобиографии писали Mapк Эмилий Скавр, консул 115 г. до н. э., Публий Рутилий Руф, консул 105 г. до н. э., последователь стоицизма, изгнанный в Малую Азию в 92 г, где он умер после 78 г. до н.э., и Квинт Лутаций Катул, игравший заметную роль в культурной жизни Рима. Их произведения имеют апологетический характер. Первый из названных авторов защищался от обвинений демократической партии. Второй, несправедливо отданный под суд за вымогательство ненавидящей его денежной аристократией, которую он восстановил против себя, обуздывая в Малой Азии злоупотребления откупщиков налогов, объяснял в своем сочинении свои действия в провинции. Третий требовал свою долю заслуг в победе над кимврами, которых он победил в 101 г. д. н. э. вместе с Марием.

Говоря о создателях автобиографий, не следует забывать о Луции Корнелии Сулле (138-78 гг. до н.э.), который написал Мемуары, прерванные на 22-й книге из-за смерти автора и законченные его вольноотпущенником Корнелием Эпикадом. По всей видимости, это была не автобиография в буквальном смысле слова, хотя её направленность была явно апологетическая, а особый жанр записок (commentarii), предназначенный снабжать материалом других историков.

Дуров В.С., Художественная историография Древнего Рима, СПб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993 г., с. 31-32.