Антихрист

«Кто не со Мною, тот против Меня; 
и кто не собирает со Мною, тот расточает»

Иисус Христос

 

Европейская история показывает, что как только некая культурная группа набирает общественный вес / популярность, с высокой вероятностью появляется человек (либо группа людей), которые сами не в состоянии предложить что-то новое, но в состоянии делать карьеру, разрушая / отрицая созданное упомянутой выше культурной группой…

«Антихрист – «человек, одержимый дьяволом (или рождённый от дьявола), который успешно  выдаст себя за Мессию или Христа, а истинного Христа объявит лжепророком; появление и воцарение Антихриста перед Концом света вызовет великие потрясения и будет самым страшным искушением для человечества.

В Новом Завете слово - «антихрист» встречается только в посланиях Иоанна,  причём как имя нарицательное, обозначающее всякого неправедного человека:  «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это  антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22, также 2:18); «... многие  обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во  плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 7). Сам Христос  говорит не об Антихристе, но о многих будущих «лжехристах» (Вульгата:  pseudochristi), однако в его словах ясно прочитывается указание на смысл  грядущего появления Антихриста: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и  дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и  избранных» (Мф. 24:24, ср.Мк. 13:22).

О великом искушении, влекущем за собой окончательное разделение человечества на нечестивых и праведных, говорит (не персонифицируя, впрочем, это искушение) и ветхозаветная книга Даниила: «Многие очистятся, убедятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же  будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые  уразумеют» (Дан. 12:10).

Главными антихристологическими текстами для средневековых экзегетов были  Откровение от Иоанна, а также второе послание Павла фессалоникийцам, в  которых, несмотря на отсутствие имени Антихриста, видели аллегорию, подробно  воссоздающую всю историю лжемессии […]

Различные духовные течения Средневековья и Возрождения находили те или иные  фигуры Антихриста не только в историческом или библейском прошлом, но и в  пределах собственной эпохи. Спиритуалы XIII века видели Антихриста в  императоре Фридрихе II, с ожидаемым свержением которого в 1260 г. должна  была начаться последняя «эра духа» (по Иоахиму Флорскому).

Пражский  реформатор Иоганн Милитш пророчествовал о начале последнего этапа истории в  1367 г. и видел Антихриста в императоре Карле IV. «Неосуществление всех  предсказаний не обескураживало, оно лишь порождало новых пророков и новых  критиков пророчеств» (Бенрат, 27). Позднее идея исторических воплощений  Антихриста уже не так тесно связывалась с эсхатологическими ожиданиями:  Мартин Лютер и папа римский видели воплощение Антихриста друг в друге, но не  делали отсюда выводов о близком Конце Света».

Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской  демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 47-48 и 50.