«Мастер, творец, создатель - эти определения Бога применяются и к дьяволу, хотя в другом смысле и совсем с иной оценкой. Как «творец» (разумеется, псевдотворец) дьявол являет собой хотя и призрачную, но всё же аналогию Богу, что видно из почти полной идентичности терминов, применяемых к Богу и дьяволу как «творцам».
В латинской патристике мы встречаем по крайней мере пять понятий, выражающих идею создателя, творца, мастера: pater (отец), auctor (автор, создатель, виновник), artifex (мастер, но и опять-таки виновник), creator (творец), inventor (изобретатель).
Бог, разумеется, - отец, pater; но и дьявол, согласно библейскому определению, - «отец лжи» (Ин. 8:44). «Он [дьявол] первым породил ложь, когда сказал: «В день, в который вы вкусите их [плоды], откроются глаза ваши» (Быт. 3:5). Он первым использовал ложь. Люди пользуются ложью не как чем-то своим собственным, но как чужим; он же - как своим собственным» (Иоанн Златоуст. Гомилия LIV. Col. 299).
Итак, если Бог создал для людей мир, то и дьявол создал нечто такое, чем пользуются люди; он в своём роде тоже «создатель», хотя и в негативном смысле этого слова. Мы встречаем представление о дьяволе как «отце» и в других словосочетаниях. Он «отец нечестия» (Иоанн Златоуст. Объяснение псалма CXXXIX Col. 420), «отец грешников - своих детей»; «отец-дьявол детей своих не любит, но ненавидит...» (Амвросий Медиоланский. Проповедь XXX. 2. Col. 666), «отец тьмы и погибели « (Житие св. Василия Великого. Cap. VIII. Col. 305)».
Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 245.