Классификация / иерархия демонов по Иоганну Вейеру

«По Вейеру, обобщившему построения многих предшествовавших демонологов, и Бёртону, воспроизведшему его систему с некоторыми добавлениями, демонские чины выглядят следующим образом:

Первый чин - Псевдобоги (falsi dii): «именуются ложными богами те, кто, приняв имя божественного величия, желают быть почитаемыми за богов и при­нимать жертвы и поклонение». («Их князь - Вельзевул», - добавляет Бёртон).

Второй чин - Духи лжи (spiritus mendaciorum): из этого чина «и был тот, который вошёл в уста пророков (3 Цар. 22:22-23)... Этот вид демонов примеши­вает себя к оракулам, и пифийский пророк дурачит людей прорицаниями и пред­сказаниями».  

Третий чин - Сосуд беззаконий (iniquitatis vasa): «духи - изобретатели злых дел и всяческих порочных искусств. Таков у Платона демон Тевт, который обучил играм и костям». («Их князь - Велиал» - Бёртон)  

Четвёртый чин - каратели злодеяний (их Вейер оставляет без коммента­риев), «злобные, мстительные дьяволы; их князь - Асмодей» (Бёртон).  

Пятый чин - обманщики (praestigiatores): они «стряпают лжечудеса,
ко­торые используются нечестивыми магами, совращающими этими фокусами на­род». - («Их князь - Сатана», - добавляет Бёртон).  

Шестой чин - «воздушные власти (аёгеае potestates), смешивающиеся с гро­мами и молниями, портящие воздух, наводящие заразу и другие бедствия «. («Их князь - Мерезин»  - Бёртон)

Седьмой чин - «фурии (furiae), сеятели бед, раздоров, войн и опустоше­ний». («Этот чин именуется Аваддоном» - Бёртон).  


Восьмой чин - «обвинители и соглядатаи (criminatores et exploratores)» (Вей­ер); «дьяволы-обвинители или клеветники, они доводят людей до отчаяния» (Бёртон).  

Девятый чин - «искусители и злопыхатели (tentatores et insidiatores), ко­торые нападают на отдельных людей, и потому именуются также злыми гени­ями» (Вейер. Об обманах, гл. 23, § 1-9). («Их князь - Маммона» - Бёртон).    


Христианская иконография дьявола вобрала в себя черты, восходящие к глу­бокой древности: как к античной мифологии (тип сатира, Горгоны и т. п.), так и к различным мифологиям Востока, прежде всего иудаистской и вавилонской».

Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 188-189.