Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Этика и этические системы
ЛженаукаЛженаука - имитация науки
X
Различные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Этика и этические системы
ЛженаукаЛженаука - имитация науки
X
«По Вейеру, обобщившему построения многих предшествовавших демонологов, и Бёртону, воспроизведшему его систему с некоторыми добавлениями, демонские чины выглядят следующим образом:
Первый чин - Псевдобоги (falsi dii): «именуются ложными богами те, кто, приняв имя божественного величия, желают быть почитаемыми за богов и принимать жертвы и поклонение». («Их князь - Вельзевул», - добавляет Бёртон).
Второй чин - Духи лжи (spiritus mendaciorum): из этого чина «и был тот, который вошёл в уста пророков (3 Цар. 22:22-23)... Этот вид демонов примешивает себя к оракулам, и пифийский пророк дурачит людей прорицаниями и предсказаниями».
Третий чин - Сосуд беззаконий (iniquitatis vasa): «духи - изобретатели злых дел и всяческих порочных искусств. Таков у Платона демон Тевт, который обучил играм и костям». («Их князь - Велиал» - Бёртон)
Четвёртый чин - каратели злодеяний (их Вейер оставляет без комментариев), «злобные, мстительные дьяволы; их князь - Асмодей» (Бёртон).
Пятый чин - обманщики (praestigiatores): они «стряпают лжечудеса,
которые используются нечестивыми магами, совращающими этими фокусами народ». - («Их князь - Сатана», - добавляет Бёртон).
Шестой чин - «воздушные власти (аёгеае potestates), смешивающиеся с громами и молниями, портящие воздух, наводящие заразу и другие бедствия «. («Их князь - Мерезин» - Бёртон)
Седьмой чин - «фурии (furiae), сеятели бед, раздоров, войн и опустошений». («Этот чин именуется Аваддоном» - Бёртон).
Восьмой чин - «обвинители и соглядатаи (criminatores et exploratores)» (Вейер); «дьяволы-обвинители или клеветники, они доводят людей до отчаяния» (Бёртон).
Девятый чин - «искусители и злопыхатели (tentatores et insidiatores), которые нападают на отдельных людей, и потому именуются также злыми гениями» (Вейер. Об обманах, гл. 23, § 1-9). («Их князь - Маммона» - Бёртон).
Христианская иконография дьявола вобрала в себя черты, восходящие к глубокой древности: как к античной мифологии (тип сатира, Горгоны и т. п.), так и к различным мифологиям Востока, прежде всего иудаистской и вавилонской».
Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 188-189.