Начиная, как минимум, со времён Ветхого завета, женщин подозревали в связи с дьяволом / сатаной…
«Библейской основой подобного воззрения служили, помимо Апокалипсиса с его вавилонской блудницей, Притчи Соломона, где о распутной женщине утверждается практически то же самое, что демонологи говорили о дьяволе: «дом её - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Притчи. 7:27).
С огромной силой женоненавистнические настроения выразились в междузаветных апокрифических текстах (особенно в тех, что имеют отношение к секте ессеев), где женщина прямо связывается с Велиаром - князем тьмы. «В открытую женщине не победить мужчину, и потому она принимает развратные позы, чтобы завлечь его... - говорит Божий ангел в «Завете Рубена» (4-5). - Если же сладострастие не подчинит вашу мысль, то и Велиару её не подчинить».
Отцы церкви учили, что чрево женщины - janua diaboli, врата дьявола. «Любовь женщины ... всегда ненасытна (insatiabilis), - предостерегает Иероним, - погаснув, она возгорается, от изобилия приводит к нужде, делает женоподобной душу мужчины (animum virilem effeminat), и не даёт думать ни о чём, кроме той страсти, которая ее поддерживает» (Иероним. Против Иовиана. Lib. 1, cap. 28. Col. 250).
Эти настроения были унаследованы Средневековьем.
Женское начало чревато оборотничеством; обольстительное обличие скрывает чудовище, ведущее скрытую от глаз жизнь. Эти представления выразились в образах Мелузины, которая раз в неделю превращается в змею; Иродиады, которая не может найти себе покоя после убийства Иоанна Крестителя и скитается по ночам (на портале одной из церквей Лиона Сатана подыгрывает на виоле пляске Иродиады); Гекаты, чьи ночные полёты в сопровождении свиты напоминают дикую охоту Водана; Лилит - ночной убийцы детей, опасной также для одиноких мужчин. Ночью женщина может превращаться в птицу (сову), которая похищает детей из колыбели, кормит их отравленным молоком, сосет их кровь (Йилг, 46-47).
Дьявол нередко является святым в обличий прекрасной женщины (например, в «Житии св. Пахомия»). К святому Антонию он приходит в этом облике по ночам, имитируя при этом «все женские повадки (omnimodo imitare eam)» (Афанасий Великий. Житие св. Антония. 5. Изд.: Verona, 1974. Р. 14-16).
Епископ Епархий - герой «Истории франков» Григория Турского, - войдя однажды ночью в церковь, обнаружил, что она полна демонов, а их вождь (princeps), одетый женщиной (in modum ornatae mulieris), восседал на кресле кафедры. Епископ сказал ему: «О гнусная блудница, мало тебе мест, которые ты оскверняешь разными мерзостями, теперь и кафедру, посвящённую Господу, ты грязнишь своим мерзким восхождением? Уйди из дома Божьего и не оскверняй его более». «Ему же был ответ: "Раз ты меня обозвал блудницей, то приготовлю тебе множество козней, когда испытаешь ты желание женщины". И сказав это, исчез как дым. И в самом деле, священник стал испытывать искушения, вызванные движением тела к похоти; но укреплённому крестным знамением ничего враг сделать не смог» (Григорий Турский. История франков. Lib. 2. Col. 217).
Мужественно противостоя этим искушениям, святые отцы пускали в ход все подручные средства. Когда к авве Аппеллу явился «дьявол в облике женщины», монах в спешке схватил голой рукой из очага железную пластину «и спалил ей всё лицо и тело, и её вой в келье слышала братия»; свою же руку святой муж нисколько не повредил (Палладий. Лавсаик. Cap. LX: Жизнь аввы Аппелла. Col. 1169).
Как сочеталось в раннесредневековой традиции недоверчиво-настороженное отношение к женщине с почитанием святых подвижниц, ничем не уступавшим святым отцам, которые нередко сами же писали жития этих замечательных женщин и письма-эпитафии на их смерть? (Так, в корпусе Vitae patrum есть и женские жития.) Ответ на этот вопрос даёт нам следующее рассуждение: «Женский пол - слаб (fragilis): та же женщина, которая силой души побеждает дьявола, а также своими добрыми делами стремится стать любезной Богу, справедливо именуется мужем (поп incongrue vir vocatur); ибо, хотя телом она и женщина, силой (virtus) души равняется благим мужам» (Амвросий Медиоланский. Разъяснение семи видений из книги Апокалипсис. 12:5. Col. 877).
Праведная женщина добродетельна не собственной, но мужской добродетелью: становясь праведной, она тем самым приближается к мужчине. Напомним, что в «Страстях святых мучениц Перпетуи и Фелицитаты» Перпетуя в пророческом видении, обещающем ей победу над дьяволом, «становится мужчиной (facta sum masculus)» (Cap. Ill, § II. Col. 38-41).
Итак, женщина - первый помощник Сатаны…».
Махов А.Е., HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря М., «Intrada», 2006 г., с. 163-164 и 166.