В неврологии есть такое понятие, как измененное состояние сознания (ИСС), которое хорошо подходит на роль такого ключика, так как снабжено точными диагностическими формулировками и реестром тех средств и способов, которыми эти изменения достигаются.
(Как известно, ничто не сравнится с патологией в умении разъяснить норму.)
Формально, первое научное исследование измененного состояния сознания произошло в 1664 году, когда анатом И.Д. Майэр ввёл в вену собаке очищенный спирт и, запротоколировав все метаморфозы её поведения, справедливо предположил, что они связаны с тем, что собака стала иначе видеть и ощущать реальность. (Mem. Anatom. Miscel. Kilon, 1669).
Чуть позже подобные опыты на собаках, людях, свиньях (но уже с вином, пивом, нефтью, различными галлюциногенами, настойками табака, мочой, соками и обычной водой) были повторены Эльсгольцем, Рих. Лоуэром, Антуаном де Хэйда, Галлером, Фонтаной et cetera (Diss, qua experim. circa venem. in var. animal. Instil Continent. Gotting, 1753; Sur le venin de la vipere. Flor., 1787).
В XIX столетии опыты внутривенного введения спиртов и растворов продолжил X. Bichat (Recherches Physiologiques Sur La Vie Et LaMort, 1800), первым предположивший, что изменённая в своем составе кровь воздействует на мозг, в каком бы участке тела не было бы произведено впрыскивание; затем последовали знаменитые опыты Моро де Тура, В. Кандинского, И. Сикорского, К. Берингера, которые смело ставили эксперименты на людях, вызывая у своих больных наркотическое опьянение гашишем и мескалином.
Моро де Тур (exempli causa) выводил наркотизированных пациентов на парижские бульвары, дотошно фиксируя их сообщения о фантастических преображениях реальности, видоизменении временных, цветовых, оптических, обонятельных и осязательных ощущений.
И. М. Сеченов в своей диссертации Материалы для физиологии алкогольного опьянения (1857) достаточно близко подошел к современным формулировкам ИСС, очень внятно оформив почти все Доказательства прямой связи физиологии и сознания.
Ad interim неврология свободно и общепринято использует термин вхождение в ИСС, так как манипуляции с собственным сознанием, его частичное или полное искажение - весьма распространенная забава homo. Изменение сознания - акт не только преимущественно добровольный, но и требующий тщательной подготовки изменяющих сознание средств и условий.
Существует классический реестр таких средств. На мой взгляд, он неполон и слишком зациклен на религиозно-трансовых методах воздействия на сознание, но я его приведу в его классическом варианте, а чуть позже дополню.
Начинается он, естественно, с алкоголя, галлюциногенов или наркотиков иного принципа действия, природного или медикаментозного происхождения.
Затем, нисходя по силе воздействия, классический перечень упоминает:
Болевую стимуляцию, т.e. самоистязание или истязание ритуальное, практикуемое при различных посвящениях; температурную стимуляцию - холодом и жарой (окунания в прорубь или перегрев в потельнях любого типа); акустическую стимуляцию (барабанным боем или иными ритмизованными звуками, монотонным или скоростным пением); двигательную стимуляцию (ритуальные танцы и бег); лишение сна; гипервентиляцию легких et cetera.
Как я уже сказал, классический список несколько некорректен, так как уводит тему ИСС в область лишь примитивных религиозных культов, хотя вообще все культово-обрядовые процедуры не имеют никакой иной цели, кроме достижения ИСС.
Классический список можно дополнить музыкой, запаховыми воздействиями, любыми сильнодействующими вкусовыми и зрительными раздражителями, специфическими видами еды, смехом, плачем, сексом, экстатирующими речетативами, культовыми церемониями, молитвами, скоростными и высотными аттракционами et cetera. Разумеется, по степени силы воздействия на сознание смеху далеко до Amanita muscaria или Salvia divinorum (соответственно: мухомор красный и шалфей предсказателей – Прим. И.Л. Викентьева), но дело не в мощи эффекта, а в принципе.
Невзоров А.Г., Происхождение личности и интеллекта человека. Опыт обобщения данных классической нейрофизиологии, СПб, Анатомия и Физиология, 2012 г., с. 231-233.