Аристотель о способностях и противоположностях

«Все способности делятся  на  врожденные  (например, [внешние] чувства), приобретаемые навыком (например, способность игры на флейте) и приобретаемые через обучение (например, способность к искусствам). И чтобы иметь одни из  этих  способностей -  те,  которые приобретаются  навыком и  разумением, необходимы  предварительные  упражнения,  а для  способностей другого рода и способностей к претерпеванию такие упражнения не необходимы.

А  так как  то, что способно, способно к  чему-то,  в какое-то  время и каким-то  образом  (добавим  также всё остальное, что необходимо при  точном определении), и так как одни способны производить движение согласно разуму и их способности сообразуются  с  разумом,  другие  не  наделены разумом  и их способности не основываются на разуме, причем первые способности должны быть в  одушевленном  существе,  а  вторые -  и  в  одушевлённых  существах  и  в неодушевленных предметах, то, когда действующее и претерпевающее  приходят в соприкосновение   соответствующим   их   способностям   образом,   одна   из способностей второго рода необходимо действует, а другая претерпевает, а при способностях первого рода  это не необходимо. Ибо каждая способность второго рода  производит  лишь  одно действие,  а  первого рода  может производить и противоположные действия,  так что  [если бы  эти способности  проявлялись с необходимостью], то они производили бы в одно и  то же время противоположные действия;  но это невозможно. Вот почему решающим должно быть что-то другое, я имею в виду стремление или  собственный выбор.  К чему  из двух решительно стремится  существо,  то  оно, когда это представляется возможным,  и делает соответствующим  способности  образом  и   приходит   в   соприкосновение  с претерпевающим.  Поэтому всякий  раз, когда способное  действовать  согласно разуму стремится к тому, способность к чему имеет, и в той мере, в какой оно способно, оно  необходимо делает  именно это;  а способно  оно  действовать, когда претерпевающее налицо и  находится в определенном состоянии; иначе оно действовать  не может (а уточнять ещё,  добавляя «при отсутствии какого-либо внешнего  препятствия»,  уже  нет  никакой  надобности:  ведь  речь  идет  о способности  в том  смысле, в каком она способность к действию, а такова она не  во  всех  случаях,  а  при  определенных  условиях,  одно из  которых  - устранение  внешних   препятствий:  их  исключает   нечто,  содержащееся   в определении  [способности]).

Поэтому и не может кто-либо совершить в одно и то  же время два [различных] или  противоположных  действия, если бы  даже и хотел и желал этого: ведь способностью к ним он обладает не таким образом, и нет способности  делать в одно и  то  же время противоположное одно другому, ибо то, к чему кто-либо способен, он будет делать так, [а не иначе]».

Аристотель, Метафизика  / Сочинения в 4-х томах, Том 1, М., «Мысль» 1975-1984 гг.,  с. 239-241.

 

Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру