Различные способы корекции инерции мышления
Изменённые состояния сознанияИзменённые состояния сознания человека
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Различные способы корекции инерции мышления
Изменённые состояния сознанияИзменённые состояния сознания человека
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
«Каждый, кто действительно рационален, неизбежно приходит к точке, где чувствуется иррациональное. Двигаясь к окончательному с помощью рассудка, вы почувствуете эту границу. Её чувствовал Эйнштейн, её чувствовал Витгенштейн. «Трактат» Витгенштейна - одна из наиболее рациональных книг, которые когда-либо были написаны, Витгенштейн , - один из наиболее рациональных умов. Он очень логично говорит о бытии, очень рационально. Его выражения, слова, язык - всё рационально, но потом он говорит: «Есть вещи, о которых - есть точка, начиная с которой, - нельзя ничего сказать, и я должен молчать об этом». Далее он пишет: «О том, о чём нельзя сказать, нужно молчать». Рухнуло всё строение, всё строение! Витгенштейн пытался рационально подойти ко всему явлению жизни и бытия, и вдруг ставит точку и говорит: «Дальше, за этой точкой ничего сказать нельзя». Это значит сказать нечто очень важное, нечто очень значительное. Есть что-то, и об этом ничего сказать нельзя. Мы пришли к тому, что нельзя определить, где все определения просто отпадают. […]
Йога - это способ привести вас к крайним пределам рассудка и не только способ привести к краю, но также и способ совершить прыжок.
Как предпринять прыжок? Эйнштейн, например, расцвел бы в Будду, если бы знал что-то о методах медитации. Он был на самом краю: много раз в жизни он подходил к точке, с которой возможен прыжок. Но он терял её снова и снова. Он опять запутывался в рассудке. И в конце он был разочарован всей своей жизнью разума. То же самое могло случиться с Буддой. Его ум тоже был очень рационален, но для него было кое-что возможно, был метод, которым можно было воспользоваться. Методы есть не только у разума, иррациональное тоже имеет свои методы. У разума свои методы, у иррациональности - свои. В конечном счете йога занимается иррациональными методами. Рациональные методы можно применять лишь вначале. Они служат только для того, чтобы убедить вас, толкнуть вас, убедить ваш разум дойти до своего предела. А если вы подойдете к пределу, вы совершите завершающий прыжок.
Гурджиев работал со своей группой с помощью глубоких, иррациональных методов. Однажды он с группой искателей использовал один из иррациональных методов. Он называл его «упражнением остановки». Например, вы находитесь рядом с ним, и вдруг он говорит: «Стоп!» Тогда каждый должен остановиться как есть - полностью остановиться. Если рука находилась в каком-то месте, она должна остаться там, если глаза были открыты, они должны оставаться открытыми, если был открыт рот и вы хотели только что-то сказать, он должен оставаться так, как есть. Никакого движения! Этот метод начинается с тела. Если нет движения в теле, вдруг пропадает движение в уме. Ум и тело связаны: нельзя сделать движение телом без какого-либо внутреннего движения ума, и нельзя полностью остановить тело, не остановив внутреннего движения ума. Тело и ум - не две разные вещи, они одна и та же энергия. Энергия в теле плотнее, чем в уме, - различна плотность, различна частота волн, но это одна и та же волна, один и тот же поток энергии. Искатели занимались этим упражнением остановки все время в течение одного месяца. Однажды Гурджиев был в своей палатке, а три искателя брели по сухому каналу. Это был сухой канал, в нем не было воды. Вдруг Гурджиев крикнул из своей палатки: «Стоп!» Остановились все на берегу канала. Трое, бывшие на дне канала, тоже остановились (он был сух, поэтому проблемы не возникло). И вдруг на них обрушилась вода. Кто-то открыл заслонки, и вода хлынула в канал. Когда она достигла шей тех, кто стоял на дне канала, один из них выпрыгнул из канала с мыслью: «Гурджиев не знает, что случилось. Он в своей палатке и не знает, что в канал потекла вода». Он думал: «Я должен выпрыгнуть. Оставаться в канале теперь неразумно» - и он выпрыгнул. Остальные двое остались в канале, пока вода поднималась всё выше и выше. Наконец, она достигла их носов, и второй из них подумал: «Это предел! Я пришёл сюда не для того, чтобы умереть. Я пришёл, чтобы узнать вечную жизнь, а не потерять эту», - и выпрыгнул из канала. Третий остался. Та же проблема встала перед ним, но он решил остаться, потому что Гурджиев сказал, что это иррациональное упражнение, и, если выполнять его разумно, весь эффект будет разрушен. Он думал: «Хорошо, я принимаю смерть, но я не могу прекратить это упражнение», - и остался.
Вода поднялась выше его головы. Но тут Гурджиев выскочил из своей палатки, прыгнул в канал и вытащил его на берег. Ученик был на самой грани смерти. Но когда он пришёл в себя, это был преображённый человек. Он был уже не тот, кто стоял и выполнял упражнение, он был полностью преображен. Он что-то узнал, он совершил прыжок.
Где предел? Если вы продолжаете жить с разумом, вы можете упустить возможность. Вы падаете обратно. Однажды нужно вдруг сделать шаг за пределы. Этот шаг становится преображением; преодолена двойственность. Говорите ли вы, что эта двойственность сознания и бессознательного, или разума и неразума, или - науки и религии, или Востока и Запада, она должна быть трансцендирована. Вот что есть йога: трансценденция. Тогда вы можете опять вернуться к разуму, но вы будете преображены. Вы можете даже разубеждать себя, но вы будете за пределами разума».
Ошо, Медитация – искусство экстаза, М., «Единство», 1993 г., с. 20 и 22-23.