Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Отдельные творческие решения в живописи, скульптуре и дизайне
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«Почему рынок? Потому что феноменом западной культуры является свободный рынок, самореализующаяся личность. Но часто такая личность, вступая в борьбу со свободным рынком, терпит поражение, потому что рынок идёт на поводу вкусов потребителей, и очень часто буржуа желают такое искусство, которое им угодно в данную минуту. Они рассматривают художника как человека, который украшает их жизнь, развлекает их, избавляет от скуки, художник для них - клоун.
Да, художник может быть клоуном; Пикассо, Дюшан, Сальвадор Дали, Уортер - были клоунами, но они были трагическими клоунами, которые, используя древнюю маску шута, «шутуя», изрекали истину.
Новые клоуны комичны, они, не рискуя ничем, развлекают буржуазию, они носят революционные маски, но, по существу, они пудели, подстриженные под львов.
Они создают особую атмосферу на рынке искусства, на этом шумящем базаре, и если учесть, что в одном Нью-Йорке 470 тысяч художников только с американскими паспортами, то есть в тридцать раз больше, чем во всём Советском Союзе, то представляете, сколько же страстей бушует вокруг. Да, рынок - это безумная борьба, безудержная динамика, беспощадные стрессы.
Но рынок невинен, как атомная бомба или нож. Сам по собственному желанию рынок не убивает. Разве может он убить птиц, несущих золотые яйца? Но как только меняется ситуация, конъюнктура, рынок сам возвращает себе выстоявших перед модой. Рынок не врывается к тебе с полицией, рынок не учит тебя, как надо работать. В условиях свободы нельзя запретить человеку быть или хотеть быть рабом. Отменить рабство в условиях свободы нельзя. Художник проникается рыночной идеологией и становится рабом, продавая черту свою душу за маленькие блага. Правда, сегодняшний рынок начинает поворачиваться к более стабильным ценностям, потому что к более стабильным ценностям начинает обращаться американская молодежь, общество.
А посему: дело Сальери - убивать, дело рынка - торговать, а дело художника – работать».
Неизвестный Э.И., «Я чувствую, как памятник ворочается в тебе», в Сборнике интервью: Медведев Ф.Н., После России, М., «Республика», 1992 г., с. 341-342.