«… история творения рассказывается в самом начале Библии, богословие о творении мира в ветхозаветной традиции развилось довольно поздно.
Израильтяне не с самого начала воспринимали Бога как Творца вселенной. Их изначальное понимание Бога было чисто функциональным и очень личным: Бог патриархов, также именуемый «Бог Авраама», «Сильный Иаковлев» или «Бог Всевышний», был для иудеев скорее племенным божеством, путешествовавшим вместе с родом, или народом. Таково было первоначальное восприятие Бога израильтянами.
Позже, под влиянием Моисея, они начали говорить о своём Боге как о «Яхве», Боге, правящем народом Израиля подобно царю. Позже, сделав значительный скачок в богословском развитии, они распространили власть Яхве также и на другие народы. А когда они познакомились с историями творения мира в изложении своих соседей, они начали воспринимать своего Бога и как творца. Псалмы описывают Бога, простирающего свою царскую власть на все творение, ибо Он есть творец.
Если понимать миф как донаучный способ объяснения тайны, можно сказать, что две истории творения в Книге Бытия безусловно принадлежат к мифическому жанру, - то есть преподносят религиозную истину поэтическим, богатым образами способом. Первая история творения мира рисует величественную картину: Бог Израиля творит мир порядка, света и жизни среди изначальных вод хаоса одной только силой Божественного слова. В буквальном понимании этот текст представляет собой тщательную переработку духовным автором древнего ближневосточного мифа творения, известного нам в вавилонской традиции как «Энума Элиш». Израильтяне позаимствовали его у соседей, сохранив базовую структуру, но «демифологизировав» его, то есть, исключив первоначальную историю творения земли вследствие жестокой борьбы между соперничавшими богами и богинями. В переработанном варианте Бог израильтян творит безо всякого сопротивления и в одиночестве.
Вторая история больше акцентируется на сотворении Богом человечества из праха земного. За этим следует история грехопадения, вновь вводящая в повествование весьма разрушительные силы хаоса, которые Бог одолел и сковал во время творения. Когда мужчина и женщина поддаются искушению змея самим стать «как боги», - то есть, в первую очередь, отказаться признавать единственного, Кто есть Бог, таким образом, присвоив место Творца, - мир, дарованный людям Богом, начинает распадаться. Они теряют невинность и должны оставить райский сад, их дети начинают убивать друг друга, беззаконие распространяется всё шире, и недалеко уже до того времени, когда почти все человечество гибнет в возвратившихся изначальных водах великого потопа.
Что нам следует усвоить из этой мифической «предыстории»? При внимательном прочтении текста мы замечаем немало важных тем. Обратите внимание, что они относятся к разряду религиозных истин, а не научных. Во-первых, Книга Бытия учит нас, что творение само по себе является благим, потому что происходит из руки Божьей. Первая история творения вновь и вновь повторяет рефрен, сопровождающий божественную работу, как литургический антифон: «И увидел Бог, что это хорошо».
Во-вторых, Книга Бытия утверждает огромное достоинство человека. Католичество высоко ценит человеческую жизнь - от жизни еще не рожденных детей до жизни стариков, тяжелобольных, осужденных преступников. Это почтение к жизни человека рождается именно здесь, из утверждения, что мужчина и женщина сотворены «по образу Божьему». Неким таинственным образом каждая личность отражает божественную славу. Более того, первые люди являются партнёрами, сотворёнными во взаимной зависимости, как равные, как мужчина и женщина».
Томас Рауш, Католичество в третьем тысячелетии, М., «Библейско-богословский институт св. апостола Андрея», 2007 г., с. 43-45.