Изменённые состояния сознания человека
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
Изменённые состояния сознания человека
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
Мистика и творчествоМистика и творчество
X
«Целью аскезы считалось обожение (тейосис), то есть уподобление Богу через Иисуса Христа, сделавшего человеческую природу участницей божественной жизни благодаря ипостасному единству божеской и человеческой природы.
Хотя обожение и предполагало единение человека с Богом, но прежде всего оно подразумевало перенесение на душу в её уподоблении Богу таких божественных атрибутов, как «бессмертие, блаженство и сверхчеловеческая полнота и интенсивность жизни».
Путь к обожению лежал через:
1) очищение (катарсис),
2) просветление (фотисмос) и
3) целеобретение (телейосис).
Первая ступень характеризуется очищением души от всего мирского через полное мироотречение.
Вторая предполагает просвещение души божественным светом.
Третья ступень знаменует обретение мистического совершенства, единение с Богом и обожение.
При этом можно говорить о наличии двух течений в восточнохристианской мистике: созерцательного и аскетического. Первое из них стремится через мистический гносис к обращению души и её единению с Богом или возвращению к Богу. Второе подчёркивает не столько момент гносиса, сколько любви и преданности (агапе, эрос) к Богу (типологически близко индуистскому бхакти).
К мистикам первого направления можно отнести Псевдодионисия и его последователей, второго - Макария Египетского и Симеона Нового Богослова (X-XI вв.). Некоторые мистики синтезировали обе установки: это Григорий Нисский (IV в.), Исаак Сирин (VI в.), Максим Исповедник (VII в.) и сам Григорий Палама».
Торчинов Е.А., Пути философии Востока и Запада: познание запредельного, СПб, «Азбука-классика; «Петербургское Востоковедение», 2007 г., с. 478.