Монашеский подвиг в восточной традиции христианства

«Целью аскезы считалось обожение (тейосис), то есть уподобление Богу через Иисуса Христа, сделавшего человеческую природу участницей божественной жизни благодаря ипостасному единству божеской и человеческой природы.

Хотя обожение и предполагало единение человека с Богом, но прежде всего оно подразумевало перенесение на душу в её уподоблении Богу таких божественных атрибутов, как «бессмертие, блаженство и сверхчеловеческая полнота и интенсивность жизни».

Путь к обожению лежал через:

1) очищение (катарсис),

2) просветление (фотисмос) и

3) целеобретение (телейосис).

Первая ступень характеризуется очищением души от всего мирского через полное мироотречение.

Вторая предполагает просвещение души божественным светом.

Третья ступень знаменует обретение мистического совершенства, единение с Богом и обожение.

При этом можно говорить о наличии двух течений в восточнохристианской мистике:  созерцательного и аскетического. Первое из них стремится через мистический гносис к обращению души и её единению с Богом или возвращению к Богу. Второе подчёркивает не столько момент гносиса, сколько любви и преданности (агапе, эрос) к Богу (типологически близко индуистскому бхакти).

К мистикам первого направления можно отнести Псевдодионисия и его последователей, второго - Макария Египетского и Симеона Нового Богослова (X-XI вв.). Некоторые мистики синтезировали обе установки: это Григорий Нисский (IV в.), Исаак Сирин (VI в.), Максим Исповедник (VII в.) и сам Григорий Палама».

Торчинов Е.А., Пути философии Востока и Запада: познание запредельного, СПб, «Азбука-классика; «Петербургское Востоковедение», 2007 г., с. 478.