Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
«…сатирическое начало в русской клоунаде медленно, но развивалось. Традиции дедов-раёшников русские цирковые клоуны освоили и развили, придав своим выступлениям острую сатирическую направленность.
Анатолий Леонидович и Владимир Леонидович Дуровы совершили революцию в цирковой клоунаде. Анатолий Леонидович Дуров создал своеобразный жанр злободневной публицистической клоунады. Он зло и резко бичевал произвол чиновничества, купечества, полиции, ненавистный строй, при котором процветала пошлость и в человеке гибло всё лучшее. В белом костюме, украшенном «звездой эмира бухарского», Дуров выходил торжественный, праздничный. Он читал монологи, разыгрывал антре, танцевал на ходулях, предлагал одному из зрителей согнуть серебряный рубль с профилем Николая II, а потом отбирал рубль со словами: «Хватит дурака ломать!» - или выводил на арену чёрную свинью, которая пыталась перелезть в ряды партера, где обычно сидели видные чиновники и «люди с положением». «Ах, скверное животное! - восклицал он, - ты хочешь меня покинуть и вернуться в свою семью!». Анатолий Леонидович ненавидел пошлость, грубость и глупость.
Широко известен случай, когда он встретился с градоначальником Одессы, самодуром генералом Зелёным, и не оказал ему почтения. «Я - Зелёный!» - взревел генерал. «Вот когда ты созреешь, будем разговаривать...» - небрежно ответил Дуров. Вечером он вывел на манеж свинью, выкрашенную в зелёный цвет…
Владимир Леонидович Дуров основал совершенно новый жанр клоунады с дрессированными животными. Он был неистощим в выдумке различных аллегорий в сценках для зверей и так комментировал происходящие на арене и в жизни события, что это имело не меньшее воздействие на зрительный зал, чем сатирические шутки брата. Показывая своих питомцев, он всегда проводил параллели между поведением человека и животных, утверждая принципы добра, честности, самоотверженности, любви к ближнему. Владимир Дуров считал, что повышение культуры народа поможет вывести страну из нищеты, утверждал идеи просветительской направленности цирка.
Владимира Дурова очень любили и поддерживали советские зрители. В 1927 году Народный комиссариат просвещения впервые присвоил звание заслуженного артиста республики артисту цирка. Им был Владимир Леонидович Дуров. Его принцип «забавляя - поучать» воплотился на деле в создание цирка «дедушки Дурова», в котором можно было видеть яркие номера - результат новой школы дрессировки методами изучения и поощрения животного».
Викторов А.В., С пером у Карандаша, М., «Молодая гвардия», 1971 г., с. 10-11.