Предвестники, а также сами аварии и катастрофы
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
НЕпонимание / НЕуважение новогоНЕпонимание / НЕуважение новых результатов ТЛ
X
Предвестники, а также сами аварии и катастрофы
Театр, кино и ТВОтдельные творческие решения в кино и на телевидении
НЕпонимание / НЕуважение новогоНЕпонимание / НЕуважение новых результатов ТЛ
X
Либеральная пресса, в частности, Максим Горький, изображали Ф.И. Шаляпина как борца с царским режимом…
Но: «Миф Шаляпина-революционера рухнул в одночасье вечером 6 января 1911 года. В Мариинском театре на спектакле «Борис Годунов» Шаляпин, в замешательстве подчинившись массовке, стал на колено перед царём – хористы просили о прибавке к пенсии (точнее – массовка внезапно упала на колени, а Ф.И. Шаляпин невольно последовал за нею – Прим. И.Л. Викентьева).
Возник новый миф - Шаляпин-монархист.
Общественное мнение возбуждено. Шаляпин подавлен, его оскорбляют, не понимают, его свободу ограничивают. Во Франции в вагон ворвалась молодёжь с криками «Лакей!», «Мерзавец!», «Предатель!». Плеханов вернул подаренный артистом фотоснимок, Амфитеатров и Дорошевич публикуют хлёсткие статьи и фельетоны. Артисты МХТа в капустнике демонстрировали брюки Шаляпина с протёртыми коленками. Серов прислал артисту газетные вырезки с убийственной припиской: «Что это за горе, что даже и ты кончаешь карачками? Постыдился бы».
В артистическом кабаре «Летучая мышь» исполняются куплеты
Л. Мунштейна:
Раньше пел я «Марсельезу»,
Про «Дубинушку» стихи,
А теперь из кожи лезу,
Чтоб загладить все грехи.
Я пою при королях,
Все коленки в мозолях.
В газетах в разных вариантах публиковалось фальшивое интервью Шаляпина: «Это был порыв, патриотический порыв, который охватил меня безотчётно, едва я увидел императорскую ложу. Конечно, и я, и хор должны были петь стоя, но порыв увлёк меня, а за мною и хор, на колени. Это во мне сказалось стихийное движение русской души. Ведь я - мужик. Красивый, эффектный момент! Я не забуду его до конца моей жизни... Правда, была ещё одна мысль. Была мысль просить за моего старого друга Максима Горького, надеясь на милосердие Государя. Но... Об этом я вам сообщать ничего не буду. Это моё личное дело. И, повторяю, эта мысль ничего общего не имела с тем чувством патриотизма, которое наполнило мою грудь. Я никогда еще не пел так, как в тот момент».
Шаляпин уезжает за границу. Он подавлен и глубоко оскорблён, он пишет Теляковскому о намерении не возвращаться более в Россию…»
Дмитриевский В.Н., Мифы и маски Фёдора Шаляпина, в Сб.: Люди и судьбы. ХХ век: книга очерков, М., «ОГИ», 2002 г., с. 19-20.