Распространение луллизма – учения и идей Луллия после его смерти [фрагмент]

Начало »

 

Несмотря на то, что в дальнейшем луллизм зачастую выступал объектом для насмешек - в частности, со стороны Дж. Свифта, описавшего в третьей части «Путешествий Гулливера» («Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию», 1726) Большую Академию в Лагадо, где велась «работа над проектом усовершенствования умозрительного знания при помощи технических и механических операций», дабы «самый невежественный человек» был способен «писать книги по философии, поэзии, политике, праву, математике и богословию», - устройство Раймунда Луллия можно рассматривать также и как предвосхищение «логических машин» XVIII-XIX вв., сконструированных, в частности, Ч. Стенхопом и У.С. Джевонсом.

В первой половине XX века в качестве идейных наследников Раймунда Луллия  выступили Аннибал Пасторе, занимавшийся разработкой механического моделирования силлогистических процедур (A. Pastore: «Logica formale dedotta dalla consideratione di modelle maccanici», 1906) и A.M. Тьюринг, выдвинувший в 1936-37 гг. концепцию абстрактной «вычислительной машины».

Школа луллистов, выпускающая с 1957 г. периодическое издание «Estudios Lulianos», существует на Мальорке и в настоящее время.

Что же касается традиций луллизма в России, то начало им было положено, по-видимому, Квирином Кульманом - мистиком, автором опирающегося на идеи А. Кирхера луллианского по духу сочинения («De Arte magna sciendi sive Combinatoria»), которого сожгли в Москве как еретика (04.10.1689) в ответ на соответствующее обращение к властям пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе Иоахима Мейнеке. Непосредственное же влияние Раймунда Луллия на русскую мысль (в том числе на русскую логику и риторику) оказалось возможным благодаря переводчику Посольского приказа Андрею Христофоровичу (Яну) Белобоцкому - поляку, прибывшему в Москву в 1681 г. Белобоцкий написал трактат «Риторика Раймунда Люллия» (или «Книга нарицаемая Раймундалюлия писанных вещей», «Книга о разуме письма святого риторика Раймунда Люлия, римского учителя и кавалера», «Наука проповедей», после 1691; сохранилось 9 списков), в содержание которого входит, помимо прочего, изложение учений Агриппы Неттесгеймского и Джордано Бруно; он же полностью перевел «Ars brevis» («Краткая книга Раймунда Люллия», 1707; сохранилось 10 списков) и вольно переложил «Ars magna» («Великая и предивная наука кабалистиная великого Богом преосвященного Раймунда Люллия в Сарбоне Парижской академии философии и богословии и прочих наук славноименитого учителя, Маиорикския академии в царстве гишпанском заводчика, первоначальника, воздвижителя и нового учения, до его в прочих академиях непредлагаемого, творца и уставителя», 1698-99; сохранилось 55 списков). При этом в «Предисловии Философии», предваряющем «Великую и предивную науку», говорится, что Раймунд Луллий есть «великий и предивный учитель философии и богословия и протчих наук», что «мудрость Божия от... Адама, Моисея, Иисуса Наввина и Соломона многая времена в мире не являющася, в того Раймунда Луллия влияна бысть» и что его система «заключает... в себе вся прочая мудрости и к познанию истинны наставляет, разрешающи все вопросы и недоумения, яже могут случитися о вещах прелагаемых», а её задача состоит в том, чтобы «соотвещати о всяцем вопрошении». На основе переведеных и пересказанных образцов Белобоцким было создано также собственное сочинение «Соборная наука» (или «Книга философская, сложенная философом  Андреем Христофоровичем»), ставящее целью дать универсальный метод познания, подкрепленный графическим материалом: «решёткой», т.е. таблицей, классифицирующей «всё сущее», «древом майориканским» и т.п.

В 1725 г. киновиарх беспоповского Выговского поморского общежительства (основано в 1694 г. Даниилом Викулиным), главный автор «Поморских ответов» Андрей Денисов составил на основе «Великой и предивной науки» ее сокращенный вариант («Малая книга Великая наука кабалистичная»), благодаря чему переработанный текст «Ars magna» Раймунда Луллия - «ароматоуханный гроздеполезный овощ», как именует его один из переписчиков, - получил широкое распространение в старообрядческих рукописях XVIII века и подвергся многочисленным комментариям. Тогда же и в той же среде стали появляться и самостоятельные произведения, построенные в соответствии с луллианской моделью: например, «Рассуждение о предивном величестве природы человека» Семёна Денисова, брата вышеупомянутого Андрея.

Наконец, можно упомянуть и о том, что позднее А.К. Толстой сделал Раймунда Луллия главным героем своей неоконченной поэмы «Алхимик» (1867)».

Шишков А.М., Средневековая интеллектуальная культура, М., Издатель Савин С.А., 2003 г., с. 323-327.