Неизбежное вытеснение мистических, описательных и интуитивных знаний…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
Неизбежное вытеснение мистических, описательных и интуитивных знаний…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
В диалоге «Тевт» Сократ неожиданно предлагает собеседнику парадоксальный вывод о вреде, который причиняет памяти письменность.
Общество, основанное на письменности, представляется Сократу беспамятным и аномальным, а бесписьменное - нормальной структурой с твёрдой коллективной памятью.
Сократ рассказывает о божественном Тевте, который открыл египетскому царю науки.
«Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости».
Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».
Показательно, что платоновский Сократ связывает с письмом не прогресс культуры, а утрату его высокого уровня, достигнутого бесписьменным обществом…