Г.С. Альтшуллер предложил классификацию творческих решений – от самых простейших до самых сложных…
Его ученик пишет:
«Сложнее обстоит дело с творчеством второго типа.
Сюда можно отнести новое применение известного решения (идеи, конструкции) или новое решение старой задачи, то есть решение непринятыми, непривычными в данной области средствами.
В 1914 году Глеб Котельников, изобретатель парашюта, захотел испытать свою конструкцию на прочность. Выбросить груз из самолёта на парашюте ему запретили: не знали, как поведёт себя летательный аппарат, если в полете лишится 80-100 килограммов. Тогда было решено провести испытания на автомобиле. Когда машина, набрав скорость 70-80 км/ч, пошла против ветра, Котельников выбросил привязанный к ней парашют. И тут произошло неожиданное: раскрывшись, купол парашюта остановил машину, не дав ей проехать и 4-5 метров. Так совершенно случайно было сделано открытие: парашют может служить и тормозом, причём не только автомобиля, но и самолёта, к примеру, если посадочная полоса короткая. Это открытие - типичный продукт творчества второго типа: для известного парашюта было найдено новое применение. Поэтому интересно характерное, типичное отношение к изобретению. Котельников пишет: «Я уже приготовил было чертежи и описание такого тормозного парашюта для патента, даже модельку сделал, но тогдашние знатоки авиации меня осмеяли, и я так и не подал заявки» (Котельников Г., Парашют, М., «Детгиз», 1943 г., с. 72.).
Итак, реакция окружающих - подняли на смех. Причина проста: не возникла еще к тому времени проблема воздушного торможения самолёта. Не было высокоскоростных машин, для которых это изобретение могло пригодиться. На тот период находка Котельникова была решением задачи будущего. Пусть недалёкого, но все-таки будущего. Сейчас воздушное торможение выросло в отдельное направление в авиации. Да и не только в авиации: такие тормоза используют на гоночных автомобилях, в космической технике, даже в спортивных состязаниях. Но тогда эта проблема казалась надуманной, «высосанной из пальца» и потому смешной. Примерно через двадцать лет после своего случайного открытия Котельников узнал из газет и журналов, что в Америке и Японии используют самолёты с воздушным тормозом, - точно таким, какой он собирался запатентовать когда-то.
Двадцать лет! - вот дистанция от смешного до понятного. Творчество второго типа работает на завтрашнее общество, выполняет его социальный заказ. И чем раньше мы увидим завтрашние проблемы, тем легче нам будет завтра. Как заманчиво было бы начать бороться за сохранение окружающей среды где-нибудь в конце прошлого века - начале нынешнего. Тогда эта проблема не была насущной, тогда были свои актуальные задачи. А теперь мы говорим об экологическом кризисе и понимаем, что спохватились поздновато...»
Вёрткин И.М., Бороться и искать… О качествах творческой личности / в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 11-12.