«В Ленинграде тотчас началось наступление на БДТ. В спектакле «Горе от ума» предложили снять эпиграф с пушкинскими словами: «Догадал же меня чёрт с душой и талантом родиться в России!» Товстоногов согласился, чтобы спасти спектакль.
Потом потребовали заменить Юрского, ибо его Чацкий своими монологами отсылал нас к современному «горю от ума». И Товстоногов опять согласился. Он всё сделал ради спасения спектакля, который после этого фактически умер!
В это же время великий Гога готовил один из самых блестящих своих спектаклей. Это была пьеса Леонида Зорина «Римская комедия», где каждое слово отсылало к родным цезарям и родной империи. После генеральной репетиции спектакля устроили обсуждение - здесь же, в зале. Обсуждали представители общественности. Как и положено тогда, это были люди, которые отлично понимали в искусстве - знатный карусельщик с завода и прочие знатоки плюс послушные критики и чиновники, руководившие искусством. И все они уничтожали великолепный спектакль и учили первого режиссёра Европы, как и что ему надо ставить.
Короче, Товстоногову было предложено снять спектакль. И вот здесь у него было два пути.
Первый - безумный: сыграть Георгия Товстоногова, кумира тогдашнего театрального мира, и отказаться.
И второй - наш, обычный, то есть разумный: подумать о будущем своего театра, о том, что впереди ещё много чего, и сыграть другого Товстоногова - лауреата Ленинской и Государственной премий. То есть остаться сидеть на коленях у власти и снять спектакль. И он снял.
Но произошла беда. Трансляция из зала, где шло позорное побоище, была не выключена. В актёрских уборных услышали обсуждение спектакля: как неуважительно разговаривали с великим режиссёром, и как он уступил.
Мне кажется, именно с этого обсуждения - с этой капитуляции - что-то изменилось в жизни великого театра. И хотя у Товстоногова ещё будут прекрасные спектакли, но... Но почему-то из театра начали уходить замечательные актёры - Смоктуновский, Доронина, Юрский. И вообще, что-то разладилось. И в игре актёров, и в репертуаре…».
Радзинский Э.С., Моя театральная жизнь, М., «Аст», 2007 г., с. 122-124.