Отдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
Принципы телевиденияПринципы работы телевидения
Принципы запретаПринципы запрета
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Отдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
Принципы телевиденияПринципы работы телевидения
Принципы запретаПринципы запрета
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«… как с помощью этих четырёх жанров, да ещё в заданном и, как правило, весьма сжатом объёме представить редакции, а через неё и аудитории всю полноту жизни?
Этой проблемы не существует.
Ибо жизнь - тоже стандартна. В ней практически никогда не случается того, что когда-либо уже не происходило. Даже события, которые очевидно случились впервые, в основном своем объеме (на 90-95-99%) состоят из повторов постоянно происходящего.
Это относится, если вдуматься, и к падению тунгусского метеорита, и к первому полёту человека в космос, и к первому взрыву атомной бомбы - в том числе и к её применению против людей, и к теракту 11 сентября 2001 года. Я даже не знаю, что можно привести в качестве примера абсолютно нового события.
Что ново в этом подлунном мире? Войны? Госперевороты? Экономические кризисы? Рождения людей? Их гибель? Богатство? Бедность? Преступления? Любовь?
Новизна события, если она реально присутствует, как правило, сводится к трём реально значимым вещам:
- научная или технологическая новизна (тунгусский метеорит, Гагарин);
- масштаб (Хиросима и Нагасаки 6 и 8 августа 1945 года, Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года);
- эмоциональное восприятие людьми, чаще всего связанное с неожиданностью случившегося для большинства или открытием ранее не предполагавшихся большинством разумных или, напротив, иррациональных и оттого мрачных перспектив (Гагарин, Чернобыль, 19 августа в СССР, 11 сентября 2001 года).
Два последних фактора особенно значимы для масс людей, то есть аудитории, а следовательно - и для журналистики.
Масштаб события, его неожиданность, радужные и особенно трагические перспективы, открывающиеся в результате случившегося - это характеристики, определяющие сенсационность, то есть, строго говоря, ту же неожиданность события, но отнюдь не его сущность, ибо в ней чаще всего нет новизны.
Другое дело, как раздуют журналисты случившееся, какую новизну они ему припишут. Как сделать сенсацию - на этот вопрос очень просто ответить, если учесть то, что уже сказано в этой лекции.
Напишите, что такого ранее никогда не было, что этого никто не ждал, что теперь, после случившегося, мир (или страна, или город) перевернутся и всё будет не так, как раньше - гораздо лучше. А ещё лучше скажите, что всё будет гораздо хуже. И сенсация готова. Другой вопрос, клюнет ли на неё аудитория, а главное, захотят ли её раскручивать ваши коллеги из других СМИ. Настоящих сенсаций, то есть действительно значимого нового, мало. Много того, что до поры до времени скрыто от внимания общества, но новизна и этого весьма относительна. Новизна информации о чём-либо и новизна собственно события - разные вещи.
Давно уже подсчитано, что все произведения, созданные за почти три тысячелетия существования литературы, построены на примерно трёх десятках стандартных, так называемых бродячих сюжетов (См. подробнее: 36 сюжетов по Жоржу Польти - Прим . И.Л. Викентьева).
Неужели в журналистике их больше? Конечно нет, ибо их не больше в жизни».
Третьяков В.Т., Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики, М., «Ладомир», 2004 г., с. 282-283.
Выбор своей новой / актуальной темы - см.: Мастер-класс И.Л. Викентьева: «Написание статей / книг»