Цельный образ проекта и подготовительный период работы режиссера по Н.С. Михалкову

«Что такое подготовительный период? Есть подготовительный период для режиссёра и есть для группы.

Это разные периоды. Для режиссёра он начинается гораздо раньше, и начинается именно с экспликации. Когда он практически снимает кино за столом.

После этого начинается подготовительный период для группы. То есть - технический. Пошив костюмов, экскизы, планы. Что важно? Никогда не начинайте снимать, пока не уверены, что у вас есть деньги. Потому что глубочайшая ошибка - давайте мы начнём, а там как-нибудь... это всё. Это конец. Либо вы должны точно знать, что именно на эти деньги вы и снимете картину. Я не говорю, чтобы вы ничего не снимали, потому что у вас денег настолько мало, что и начинать не стоит.

Своих студентов я просил снять рекламный ролик их не снятого фильма.

Это ноу-хау становилось настоящей школой. Например, «Война и мир». Обмани меня - чтобы я поверил, какая это потрясающая картина. Пригласи на двадцать минут, ну, не знаю, Мордюкову. Уговори её, заплати деньги, отдайся.

Ты должен создать иллюзию у меня, у зрителя, что ты снял потрясающий многосерийный фильм. Это значит, что вы должны в голове иметь тот целый образ картины, показав часть которого, вы заставите меня пойти её смотреть.

Тут есть всё - драматургия, которую надо построить так, чтобы меня заинтриговать, тут есть необходимость режиссёра оказаться в положении абсолютно нищенски одинокого и находить выход из положения, ибо режиссура - это постоянный выход из положения. Особенно у нас и особенно в наших условиях.

Да, есть условия совершенно другие - в американском или европейском кино. Мы же находимся в постоянно экстремальном положении, и это, кстати говоря, когда вы приезжаете работать на Запад, их потрясает. Я говорю о профессии - используя длину оптики, движение камеры, крупности, иные монтажные стыки, решения... У меня есть несколько хвастовских историй, одна из них очень короткая.

Я был у Куросавы, он начинал снимать картину «Ран», а я собирался снимать «Дмитрия Донского», и я ему кое-что рассказывал. И это кое-что я увидел у Куросавы в «Ран». Казалось бы, это должно было вызвать возмущение, но это было счастьем - если Куросаве показалось это интересным, значит, в этом действительно что-то было. Даже если Куросава у меня кое-что спёр! Куросава!

Поэтому рекламный ролик неснятого фильма, во-первых, это весело. Во-вторых, это так Вашу фантазию напрягает. Вы должны всё время выходить из положения»

Михалков Н.С., Отражение сильнее луча / Профессия - кинематографист: Высшие курсы сценаристов и режиссёров за 40 лет / Сост. П.Д. Волкова, А.Н. Герасимов, В.И. Суменова, Екатеринбург, «У-фактория», 2004 г., с. 658-659.