Отношение к своим любовникам актрисы Сары Бернар

«С рекомендательным письмом от самого Александра Дюма в 1864 году Сара едет в Брюссель, где на балу знакомится с герцогом Анри де Линем - представителем самой высшей европейской знати. Это была взаимная любовь с первого взгляда. Молодой человек даже собрался жениться - правда, при условии, что Сара бросит сцену. Она согласилась, но благородные родственники герцога воспылали не менее благородным гневом при одном известии о том, что в их семью может войти актриса, к тому же незаконнорожденная, к тому же еврейка! В конце концов Сару уговорили не портить жизнь любимому человеку. Она порвала с Анри, объяснив ему, что не может представить свою жизнь без театра... А 22 декабря 1864 года у Сары родился сын Морис - единственный мужчина, который остался в жизни Сары на всю жизнь.

Сара Бернар никогда не рассказывала, кто отец её сына: на вопросы журналистов она отвечала, что и сама не помнит - то ли Виктор Гюго, то ли генерал Буланже... Когда через много лет герцог предложил Морису Бернару усыновить его и дать ему свою фамилию, тот отказался: его фамилия уже давно была гораздо прославленнее имен любого из бельгийских герцогов...

Эта история на всю жизнь показала Саре, что мужчины в её жизни появляются на время, а театр будет всегда. С этих пор она беспрестанно меняла любовников и сцены, где выступала, но всегда оставалась верна своему искусству. Её девизом были слова «Во чтобы то ни стало»: они красовались повсюду - на бумаге для писем, на носовых платках, на зеркалах в гримуборных... Это был не призыв - а боевой клич, не позволявший сдаваться или унывать».

Вульф В.Я., Чеботарь С.П., Женщины, неподвластные времени, М., «Текстура-пресс»; «Яуза»; «Эксмо», 2010 г., с.161-162.

 

«Подарки от любовников - вещь естественная, но свои чувства она не продавала. Сара окружала себя талантливыми мужчинами. Насколько были с ней близки Гюстав Доре, Эдмон Ростан, Виктор Гюго, Эмиль Золя, неизвестно. Современники называли их среди тысячи её любовников.

А в одной из книг Саре приписали «особые отношения» со всеми главами европейских государств, включая Папу Римского. Страстная в любви актриса была той гремучей смесью эротики и свободы духа, которая возбуждала мужчин. Но заявив о себе, что она «была одной из величайших любовниц своего века», в мемуарах «Моя двойная жизнь» (1898 г.), она обошла молчанием все любовные связи, наверное, чтобы никого не обидеть. Современники заявляли, что Бернар переспала со всеми театральными партнёрами.

О Саре и Пьере Бертоне писали, что их страсть «могла освещать улицы». А длительная связь с великолепным актёром Жаном Муне-Сюлли чуть не закончилась как шекспировская трагедия «Отелло». Отверженному и обиженному отставкой любовнику «привести приговор в исполнение» помешал режиссёр, опустивший занавес на несколько минут раньше драматической развязки».

Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Ильченко А. П., Рудычева И. А., 100 знаменитых евреев,  Харьков, «Фолио», 2006 г., с. 53.