Приемы «незнание» и «ирония» Сократа

«Я знаю, что ничего не знаю…»

Приписывается Сократу

 

«Софисты прославили себя тем, что перед лицом слушателя принимали позу всезнаек. Сократ, напротив, принял образ ничего не ведающего, всему лишь научающегося.

Однако вокруг этого пресловутого «незнания» немало существует двусмысленностей, в Сократе видят едва ли не зачинателя скептицизма.

В действительности, можно лишь говорить о переломе:

а) в отношении к знанию натуралистов, в котором обнаруживался момент суетности; 

б) в отношении к знанию софистов, которое часто было всего лишь манерностью; 

в) в отношении политиков и служителей различных культов, знание которых почти всегда отличалось непостоянством и некритичностью.

Но есть и нечто большее. Утверждение Сократа - знаю, что ничего не знаю - нужно поставить в связь не столько с человеческим знанием, сколько со знанием божественным. Именно в сравнении себя с Богом всеведущим, очевидной становится вся хрупкость и ничтожность человеческого познания, в том числе его, Сократа, мудрости. В «Апологии» по поводу сентенции Дельфийского Оракула о том, что нет мудрее человека, чем Сократ, мы находим такое разъяснение: «Единственно лишь Бог всеведущ, и об этом хотел сказать Оракул, говоря о малоценности знания человека; и, говоря о мудром Сократе, не просто ссылался на меня, Сократа, а использовал моё имя как пример; он как бы хотел сказать: даже о мудрейшем среди вас, люди, о Сократе, должно быть по правде признано, что и его мудрость не многого стоит».

Противоположность между «божественным знанием» и «человеческим знанием» была излюбленным мотивом всей предшествующей греческой мысли, её-то и закрепляет вновь Сократ. Наконец, заметим сильный иронический эффект, эффект благотворного потрясения слушателя, производимый заявлением об изначальном незнании. Из него высекалась искра, рождавшая пульсацию диалога. […]

К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония. Вообще говоря, ирония означает «симуляцию». В нашем особом случае это некая игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. Шутя, при помощи слов или фактов, Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга своего собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или просит обучить чему-нибудь.

В то же время, при более глубоком подходе становится прозрачной уловка. Ясно, что за шуткой стоит серьёзная и всегда методичная цель. Ясно также, что под разными масками Сократа, за функциональностью иронии, можно разглядеть одну наиболее существенную - притворство в незнании, невежестве…»

Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 г., с. 72-73.

 

Говоря современным языком, Сократ умел убирать некоторые психологические барьеры у собеседника. Признаю: это ещё не гарантировало решение, но создавало правильные предпосылки для  этого…