Воспитание и «экзамен души» по Сократу

«Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека как «психэ», ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания, обиходив её, привести её к должному состоянию принятия и приятия истины.

По целям метод Сократа фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический.

Беседовать (быть в диалоге) с Сократом означало держать «экзамен души», подвести итог жизни, и как уже заметили современники, выдержать именно «моральный экзамен». По свидетельству Платона «Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чём бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперёд до тех пор, пока не отдаст себе отчёта в самом себе, как он жил и как живёт теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа».

Именно в этом самоотчёте по поводу собственной жизни и в указании на истинный смысл жизни, придающий ей ценность, и заключалась специфическая цель сократического метода. Заставить Сократа молчать (хотя бы и мёртвого) для многих означало положить конец этому принуждению испытывать свою душу.

Однако процесс, начало которому положил Сократ, уже набрал силу, став необратимым, пресечь его физической расправой было невозможно.

Имея это в виду, Платон вкладывает в уста Сократа пророчество:

«Говорю вам, сограждане, что, меня убивая, на себя ниспосылаете месть, что уже идёт сразу же после моей смерти, куда более тяжкая, чем та, что вы посылаете мне, убивая меня. Сегодня вы это делаете в надежде освободиться от необходимости отдавать отчёт в собственной жизни, но всё произойдет наоборот: я вам предсказываю. Не я один, а многие потом спросят вас об этом и предъявят счёт: все те, кого я до сих пор опекал, кого не замечаете вы. И столько же строптивцев объявится, сколько сейчас видите молодых, коими вы пренебрегаете. А ежели, полагаете вы, убивая меня, помешаете кому бы то ни было разглядеть весь срам вашей неправедной жизни, то подумайте лучше. Да не избавиться вам от них таким путём: невозможно это, да и не хорошо это; другой путь есть наипростой и наилучший, не затыкайте рты чужакам, а внимайте им, дабы совершенствоваться вечно в добродетели».

Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 г., с. 71-72.

 


Шкала оценки прожитой части жизни по Г.С. Альтшуллеру