Деградация творческих людей
Отказ творческой личности от соблазновОтказ Творческой личности от навязываемых и/или модных соблазнов
Эффекты ослабления творческой деятельностиЭффекты, которые скорее ведут к ослаблению творческой деятельности…
X
Деградация творческих людей
Отказ творческой личности от соблазновОтказ Творческой личности от навязываемых и/или модных соблазнов
Эффекты ослабления творческой деятельностиЭффекты, которые скорее ведут к ослаблению творческой деятельности…
X
«Я неоднократно писал (но нигде не публиковал), что почти все учёные думают, будто их занятие выше всех остальных видов человеческой деятельности. Они-де служители разума, а он, по их мнению, превыше всего сущего, и только с его помощью можно спасти человечество от всех зол. Поэтому большинство их искренне верит, что обнародование результатов их работы общественно полезно.
Но учёные - всё же люди. И люди по натуре - как бы это сказать? - не очень сложные. Даже... Ну уж не скажу, что именно «даже». Поэтому ничто человеческое им не чуждо, а многое даже очень и очень свойственно. Например, честолюбие и близкое к нему тщеславие. И эти чувства всегда, то больше, то меньше, примешиваются к сознанию выполненного долга перед человечеством. А иногда даже совсем отодвигают это сознание на второй план. Но любую вещь можно называть по-разному, и каждое её название, хоть смысл его в точности тот же самый, может звучать то совсем нехорошо, то сносно, а то даже и вполне прилично. И учёный, публикуя свою статью или книгу, может сказать: я похвастался результатами своих исследований, а заодно увеличил список своих работ (последнее очень важно!), или же - я закрепил свой приоритет (или приоритет отечественной науки), или - я поставил на службу обществу свои знания.
А всё-таки главное, чего добивается учёный, публикуя свои работы, это - удовлетворение своего честолюбия, хотя бы и самого минимального. А для этого всегда нужна какая-то аудитория. И точно так же всякому писателю, музыканту, художнику необходим читатель, слушатель, зритель. Но как раз эта потребность и заключает в себе опасность.
Ведь аудитория приятна не любая, а расположенная к тебе, одобряющая тебя, разделяющая твою точку зрения, твой вкус. Такую аудиторию без особого труда находит не особенно оригинальный автор, средних способностей артист.
Она и сама-то состоит почти сплошь из людей посредственного образования, ума и вкуса. А что делать, если выступающий перед ней заведомо знает, что его уровень выше того, какой придётся ей по вкусу? Тогда возникает соблазн снизить уровень своего выступления. А насколько? - Это целиком зависит от силы стремления к успеху. А в некоторых странах достижение успеха осложняется ещё и тем, что оно зависит не только от аудитории, но также и точки зрения на данный предмет высшего начальства, которое только одно и может компетентно решать, что хорошо, а что плохо. Тогда прежде всего приходится думать об угождении начальству. Как ни посредственен тот или другой автор, он всё же хочет, выступая публично предложить аудитории что-то своё, показать ей какой-то кусочек горячо им любимое самого себя. Поэтому он в меру возможности старается сохранить свою, какую ни есть, сущность. Но чем сильнее у него это желание, тем меньше он может рассчитывать на успех у публики и на соизволение начальства. И тут каждый выбирает для себя пропорцию по своему вкусу. Одни соглашаются оставить от себя минимум, обеспечивая себе таким образом максимальные шансы на хороший приём со стороны аудитории или на благосклонность начальства. Другие - наоборот: кость стараются выбросить поменьше, а свою физиономию сохранить насколько только возможно в целости. У этих задача потяжелей и успех, конечно, менее верный. Само собой понятно, что плата за успех колеблется в широчайших пределах.
Успех принято считать такой же абсолютной ценностью, как, скажем, золото. По нему оценивается результат всей жизни. Кто прожил хорошую жизнь? - Тот, кто добился в чем-то или во многом успеха. Кем следует считать человека, не добившегося никакого успеха в жизни? - Неудачником. Конечно, успех при этом имеется в виду только публичный. Да другим он и быть не может. Людей волнуют не дела, но мнения об этих делах. Я не знаю никого, кто не хотел бы иметь успеха. И было бы ханжеством говорить, что сам я к нему равнодушен. Нельзя с полной уверенностью в своей правоте быть самому своим единственным судьёй. Меня радует, когда мои мысли встречают понимание, а что-либо сделанное нравится» другим. Это ободряет, усиливает охоту работать.
И всё же по успеху не следует судить об удачности или неудачности прожитой жизни. Тем более - по одному только успеху. Важны всё же именно дела, а не то, что о делах думают или говорят».
Кузин Б.С., Предисловие ко всем моим неопубликованным сочинениям / Воспоминания. Произведения. Переписка. Мандельштам Н.Я., 192 письма к Б.С. Кузину, СПб, «Инапресс», 1999 г., с. 27-28.
Эффект «кружения головы» от первых творческих успехов – случай И.А. Гончарова
Наши правила обсуждения умных видео на YouTube