Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
X
Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
ПостэндшпильДело творческой личности, после ёё физической смерти
X
«… сам К. Маркс вообще специально не занимался проблемами онтологии. Его собственная философия, как верно заметил Н. А. Бердяев «… есть прежде всего философия истории». (Бердяев Н.А., Царство Духа и царство Кесаря. М., «Республика», 1995 г., с. 335)
Он сосредоточил основное свое внимание на философии истории и социальной философии и отчасти на философской антропологии. Та политическая экономия, которую он разрабатывал, основана как раз на этих разделах его философии, но целостная философия, как известно, включает целый блок разделов. […]
Дело в том, что К. Маркс не оставил после себя сколько-нибудь специально изложенной концепции диалектики. В 1868 г. в одном из писем И. Дицгену он писал: «...Когда я сброшу с себя экономическое бремя, я напишу «Диалектику». А за десять лет до этого в 1858 г. он писал Ф. Энгельсу: «...Я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал».
Однако сбросить ему с себя это бремя не удалось, а потому «Диалектика» так и не была написана.
Но К. Маркс даже не изложил то положительное, что он видел в диалектике Гегеля, тогда как то, что он видел в ней отрицательного, он в свое время изложил (хотя и не опубликовал). […]
Марксов вариант диалектики нашёл своё воплощение в его политико-экономических исследованиях, резюмированных в «Капитале». Однако в этом сочинении К. Маркс старался не акцентировать его. И, между прочим, последующие издания первого тома «Капитала» отличаются от его первого издания не только переработкой политико-экономического содержания, но и устранением некоторых диалектических положений. А в одном из писем Ф. Энгельсу Маркс писал: «Всё же вещь становится популярнее, а метод не так заметен, как в первой части». Под первой частью он здесь имеет в виду вышедший в 1859 г. первый выпуск сочинения «К критике политической экономии».
Судьба Марксовой диалектики сложилась непросто. Она была оценена лишь Ф. Энгельсом. […]
Для В. И. Ленина до первой мировой войны диалектика также была лишь идеологическим положительным ярлыком, не более. […]
С конца 20-х по начало 50-х гг. прошлого века в советской философии безраздельно господствовал сталинизм. Соответственно, господствовала та версия диалектики, которая была изложена в статье И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме».
Хамидов А.А., Путь открытий как открытие пути: философские искания Г.С. Батищева, в Сб.: Генрих Степанович Батищев / Под ред. А.А. Лекторского, М., «Росспэн», 2009 г., с. 30 и 183-186.