Материалистическая диалектика не была разработана Карлом Марксом…

«… сам К. Маркс вообще специально не занимался проблемами онтологии. Его собственная философия, как верно заметил Н. А. Бердяев «… есть прежде всего философия истории».  (Бердяев Н.А., Царство Духа и царство Кесаря. М., «Республика», 1995 г., с. 335)

Он сосредоточил основное свое внимание на философии истории и социальной философии и отчасти на философской антропологии. Та политическая экономия, которую он разрабатывал, основана как раз на этих разделах его философии, но целостная философия, как известно, включает целый блок разделов. […]

Дело в том, что К. Маркс не оставил после себя сколько-нибудь специально изложенной концепции диалектики. В 1868 г. в одном из писем И. Дицгену он писал: «...Когда я сброшу с себя экономическое бремя, я напишу «Диалектику». А за десять лет до этого в 1858 г. он писал Ф. Энгельсу: «...Я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал».

Однако сбросить ему с себя это бремя не удалось, а потому «Диалектика» так и не была написана.

Но К. Маркс даже не изложил то положительное, что он видел в диалектике Гегеля, тогда как то, что он видел в ней отрицательного, он в свое время изложил (хотя и не опубликовал). […]

Марксов вариант диалектики нашёл своё воплощение в его политико-экономических исследованиях, резюмированных в «Капитале». Однако в этом сочинении К. Маркс старался не акцентировать его. И, между прочим, последующие издания первого тома «Капитала» отличаются от его первого издания не только переработкой политико-экономического содержания, но и устранением некоторых диалектических положений. А в одном из писем Ф. Энгельсу Маркс писал: «Всё же вещь становится популярнее, а метод не так заметен, как в первой части». Под первой частью он здесь имеет в виду вышедший в 1859 г. первый выпуск сочинения «К критике политической экономии».

Судьба Марксовой диалектики сложилась непросто. Она была оценена лишь Ф. Энгельсом. […]

Для В. И. Ленина до первой мировой войны диалектика также была лишь идеологическим положительным ярлыком, не более. […]

С конца 20-х по начало 50-х гг. прошлого века в советской философии безраздельно господствовал сталинизм. Соответственно, господствовала та версия диалектики, которая была изложена в статье И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме».

Хамидов А.А., Путь открытий как открытие пути: философские искания Г.С. Батищева, в Сб.: Генрих Степанович Батищев / Под ред. А.А. Лекторского, М., «Росспэн», 2009 г., с. 30 и 183-186.