Сами авторы ЖСТЛ так пишут о начале разработок по этой тематике:
«Четыре десятилетия развивается ТРИЗ. Разработки на этом этаже относительно налажены. Разработки на уровне комплекса качеств только разворачиваются, они начались в 1982 году. Здесь кое-что есть в готовом виде, например система Любищева. Кое-что ещё только готовится, в частности идет работа по комплектованию Фонда Достойных Целей.
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 145.
Замечу, что начиная с книг Г.С. Альтшуллера по изобретательству, написанных и изданных в 60-е годы XX-го века можно найти отдельные фрагменты, которые позже вошли в текст ЖСТЛ...
«ТРИЗ - это система. Как система ТРИЗ подчиняется всем законам системного развития. С какого-то момента чисто техническая теория перешла в надсистему. Наверное, с 85-го года примерно.
Главным с точки зрения исследований на мой взгляд, сегодня является не ТРИЗ, а ТРТЛ - теория развития творческой личности, которая отпочковывается от ТРИЗ. Бурно развивается ТРТЛ. Исследовано около 1000 биографий, выделены общие моменты, и получилась такая картина: всю жизнь ТЛ можно представить цепочкой ходов, шагов. Воспользуемся аналогией с шахматной партией и разыграем условную интегральную шахматную партию Творческая личность - Внешние обстоятельства. Творческая личность стремится к творческой цели, а внешние обстоятельства однозначно мешают ей. То есть, конечно, бывает, что в какой-то момент времени ТЛ получает помощь, поддержку от внешней среды, но это благополучный случай, здесь нет проблем. А проблемы вот: ТЛ сделала один ход - в ответ получила мат, три хода, четыре хода - вот такая игра... Так вот один из первых ходов называется «Встреча с Чудом».
Аудио-запись А.В. Чистова выступления Г.С. Альтшуллера 09.11. 1989 года в конференц-зале Ленинградского электротехнического института, цитируется по: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с.19.
«Первая модификация «Жизненной стратегии» появилась в 1985 году. Однако потребность в таком инструменте ощущалась с самого начала обучения теории решения изобретательских задач. ТРИЗ, как уже говорилось, развивается почти полвека - с середины сороковых годов. По мере совершенствования, теория позволяла «брать» всё более трудные задачи. Сильные решения таких задач обычно лежат вне рамок узкой специальности и потому воспринимаются как революционные. Внедрение этих решений зачастую связано с принципиальным изменением всей технологии производства. Борьба за внедрение «диких» новаторских идей требует больших усилий на протяжении долгих лет и даже десятилетий, то есть в конечном итоге ведёт к изменению стиля жизни человека. Не каждый решится на это.
Мы не раз сталкивались с боязнью человека принять сильные и красивые решения только от того, что за их внедрение предстоит долгая и нелёгкая битва. Стало ясно, что быстро совершенствуемой методологии решения творческих задач нужен аппарат воспитания человека, который бы не боялся пользоваться этой технологией.
До появления «Жизненной стратегии» роль воспитательного аппарата играло ознакомление слушателей с историей техники, искусства и биографиями выдающихся изобретателей, писателей, художников, композиторов. Иными словами, воспитание пробовали вести «по аналогии». В первой же модификации ЖСТЛ были отражены основные закономерности творческой биографии. То, что раньше представлялось более или менее случайной личной драмой отдельного человека, обрело форму объективных законов.
ЖСТЛ-1 была слабо инструментальна: сказывалась ограниченность фонда примеров, да и сама деловая игра была проработана лишь контурно. Однако первая модификация уже содержала в себе «гены» будущей теории развития творческой личности. Как и сейчас, игра была построена на постулате о закономерности сопротивления всякому революционному новшеству. Как и сейчас, в игре предусматривался обход препятствий, а не столкновение с ними в лоб. Как и сейчас, в игре был заложен механизм сознательного перехода в надсистему целей. Как и сейчас, предполагалось перерастание одиночных действий в коллективные.
ЖСТЛ-1 использовалась на занятиях по ТРИЗ многими преподавателями во многих школах страны. Сбои в работе «Жизненной стратегии», вопросы слушателей и преподавателей, наконец, энергично пополнявшийся информационный фонд - все это позволило довольно быстро перейти к составлению второй модификации. ЖСТЛ-2 была проработана более детально, содержала пояснения к ряду ходов, сводную картотеку примеров.
Если сравнить две эти модификации, можно увидеть принципиальное различие: первый вариант, в основном, ограничен рамками описания «как это бывает»; во втором варианте заметнее становится акцент на «как это изменить».
Это генеральная линия разработки темы: от констатации того, как идёт процесс, когда им слабо и плохо управляют, к описанию того, как надо эффективно управлять жизненным творческий процессом.
Эффективное управление требует глубокого понимания сути процесса.
Главное отличие третьей модификации «Жизненной стратегии» в качественно новом уровне проработки материала. Примерно вдвое возросло количество серий ходов и примечаний, которые к тому же стали более подробными и полными, углублена партия «внутренних обстоятельств». Почти к каждой серии ходов подобраны яркие наглядные примеры.
Детализация нужна для повышения инструментальности «Стратегии», для обеспечения работоспособности выявленных механизмов. Фактически ЖСТЛ-3 - первая более или менее рабочая модификация. Предыдущие варианты лишь знакомили с основными принципами, настоящий же может быть использован для повседневного изучения и воспитания, включая и самовоспитание. Хотя, разумеется, и ЖСТЛ-3 далека от совершенства и необходимой полноты: предстоит ещё подняться на качественно новый уровень, прежде чем «Жизненная стратегия» сможет работать без сбоев в любой аудитории. Представленный здесь вариант – один из шагов на этом пути».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 469-471.
Цель создания Жизненной стратегии творческой личности.
Плейлист ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.
ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности.
ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.
|
Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа
Впервые издана рукопись создателя ТРИЗ и ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа», написанная в Баку в 1946 году.
Автор начинает серию разработок со сверхзадачи – гипотезы о роли Творческой личности в социуме.
В конце жизни Альтшуллер вернётся к свои юношеским замыслам и разработает ЖСТЛ – Жизненную Стратеги Творческой Личности.
Книга полезна Личностям (с большой буквы), способным выстраивать и реализовывать планы от года и более.
|