Задачник по курсу ТРТЛ

В рамках ЖСТЛ был составлен задачник.  Приводим три задачи оттуда.

«Задача 2

Из биографического очерка Н.Ф. Яницкого «Отто Юльевич Шмидт»:

«Вот что рассказывал Отто Юльевич о начале своей студенческой жизни в 1909 году. Стремясь познать необъятное море знаний, он составил список предметов необходимой литературы, отведя на всё это определённое число часов. «Я сел подсчитывать - ведь все же я был математиком.  Оказалось, необходимо 1000 лет, чтобы всё намеченное одолеть... Тысячу лет прожить нельзя, и всё знать невозможно. С болью в душе стал я вычеркивать то, что хотя и интересно, и нужно, но без чего все же можно обойтись. Оставил только то, без чего не мыслил себе пути в науку. Вновь  подсчитал... Осталось ещё на 250 лет!»

Отто Юльевич Шмидт: Жизнь и деятельность, М., «Изд-во АН СССР», 1959 г., с. 18.  

А. Предположим, Вы составляете список книг на тысячу лет (при ежедневном расходе времени на чтение в 4 часа). Изложите принципы составления Вашего списка. Не надо указывать каждую книгу в отдельности - разработайте и обоснуйте структуру списка.

Б. Обратная ситуация. Надо составить минимальный список в десять абсолютно необходимых для культурного человека художественных книг. Составьте такой список и дайте краткое обоснование: почему отобраны именно эти книги.

В. Ситуация, аналогичная «Б», но надо отобрать десять научно-технических книг.

Г. Ситуация, аналогичная «Б» и «В», но требуется отобрать десять книг по истории.             

Задача 9

Назовите цель (например, связанную с Вашей специальностью), которая сегодня считается еретической, но через 50-100 лет, на Ваш взгляд, станет вполне научной, признанной. Почему Вы  не разрабатываете эту цель?             

Задача 15

Вот несколько контраргументов, выдвинутых слушателями на занятиях по ТРТЛ:

1. «Быть ТЛ - значит быть одиночкой. А ведь мы говорим о пользе коллективного творчества. Не вяжется».

2. «Авторы требуют самоотречения. Это для единиц. А мы хотим жить как люди. Приносить пользу можно, не записываясь в «монахи».

3. «Кто же будет бельё стирать, подметать улицы, если все станут творческими личностями?»

4. «Мне лично, к большому моему сожалению, это не очень нужно. То есть нужно, но оторвать моих две недели на это - слишком роскошно».

Что бы вы, как преподаватель, ответили слушателям? Ответ, конечно, должен быть вежливым, убедительным, хорошо аргументированным».            

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 390, 392 и 394.

 

Фонд новых Достойных целей.

Исследовательские темы.

 

 Плейлист «ТРИЗ-кейсы».

 

Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа

Впервые издана рукопись создателя ТРИЗ и ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа», написанная в Баку в 1946 году.

Автор начинает серию разработок со сверхзадачи – гипотезы о роли Творческой личности в социуме.
В конце жизни Альтшуллер вернётся к свои юношеским замыслам и разработает ЖСТЛ – Жизненную Стратеги Творческой Личности.

Книга полезна Личностям (с большой буквы), способным выстраивать и реализовывать планы от года и более.