«Как историки, так и экономисты признают, что существует значительная разница между homo economicus и homo creativus. Один старается максимально использовать то, что даётся ему природой. Другой восстает против диктата природы. Техническая креативность, как и творчество вообще, есть акт протеста.
Тем не менее, креативность не является целиком принадлежностью нескольких избранных гениев, наделенных сверхчеловеческими талантами, которым их борьба с шаблонами сходит с рук. Эта способность в различной мере свойственна практически всем людям.
Согласно Боуден, (здесь имеется в виду книга: The Creative Mind: Myths and Mechanisms, 1994 – Прим. И.Л. Викентьева), резюмирующей богатый исследовательский материал, «для креативности критическое значение имеют ординарные человеческие способности. Все таланты обычного человека - наблюдательность, память, зрение, речь, слух, умение понимать речь и распознавать аналогии - по-своему ценны». Боуден утверждает, что хотя способность к синтезу больших объёмов информации и решению сложных проблем можно рассматривать как преимущество, гению присуща и другая черта. «Эти редкостные индивидуумы способны исследовать - и преобразовывать - высокие сферы, сложность которых недоступна другим людям. В известном смысле они свободнее нас, поскольку им открыто больше возможностей, чем мы в состоянии вообразить. При этом они более ревностно, чем мы, соблюдают ограничения».
Ниже она добавляет:
Романтический миф о «творческом гении» редко бывает полезен. Зачастую он оказывает скрытое разрушительное действие. Он помогает тем, кто видит себя в числе немногих избранных, поверить в свои силы (возможно, именно он поддерживал Бетховена в его многочисленных злоключениях). Однако на самооценку остальных людей он влияет пагубным образом. Человек, считающий креативность редкой и уникальной способностью, не может верить в то, что благодаря упорству или образованию ему удастся стать частью творческой элиты. Ты либо принадлежишь к ней, либо никогда не будешь принадлежать. Традиционные понятия креативности, таланта и интеллекта могут иметь тот же расхолаживающий эффект.
Либо ты ими обладаешь, либо нет. Зачем вообще утруждать себя, если все попытки что-то изменить могут привести лишь к слегка менее удручающему уровню посредственности? ... Совершенно другой подход возможен для того, кто полагает, что креативность базируется на обычных способностях, общих для всех, а также на опыте и компетентности, которых мы все можем добиться».
Цитриуется по: Ричард Флорида, Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., Издательский дом «Классика-XXI», 2007 г., с.45-47.