Классификация тризовцев и эффективность / результативность обучения ТРИЗ в советское время


Г.С. Альтшуллер делил лиц, занимающихся ТРИЗ на три основные категории:

- Изобретатели (Решатели);
- Преподаватели ТРИЗ;
- Разработчики ТРИЗ.

Естественно, что некоторые лица, освоившие ТРИЗ, параллельно вели изобретательскую и преподавательскую работу. Практически все состоявшиеся разработчики ТРИЗ вели преподавательскую работу.

Опыт показывает, что количественно разные категории тризовцев отличаются примерно на порядок.

«К исследованиям в этой области подтолкнула ещё одна проблема: после окончания обучения ТРИЗ среди слушателей происходит расслоение, со временем усиливающееся. Кто-то становится преподавателем, а затем и сам начинает заниматься разработками по ТРИЗ, а кто-то «исчезает». В чём причины такой дисперсии? (Статистика здесь примерно такая: из ста слушателей преподавателями становятся пять - шесть человек; из ста преподавателей пять - шесть становятся разработчиками.) Чтобы «быть в ТРИЗ», необходимо вести самостоятельные исследования, следить за тем, что делают коллеги, систематически читать книги и журналы, расширяя свой информационный фонд, постоянно решать новые задачи. В общем, всё время быть «в форме», изо дня в день работать над собой. Но зачем это надо человеку, если несколько лет назад, например, он решил какую-то производственную задачу, внедрил решение и занят теперь подсчётом отчислений от экономического эффекта? «Быть в ТРИЗ» - это значит не стоять на месте».

Вёрткин И.М., Бороться и искать…О качествах творческой личности в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г., с. 19.

 

Тяжело (иначе и не могло быть) шли экспериментальные работы по формированию комплекса качеств творческой личности:

 

«Воспитать комплекс качеств намного труднее, чем научить решению задач. Хороший преподаватель может за 100-200 учебных часов научить решению задач 50-70% слушателей (теоретически даже 100%). Но если у того же преподавателя из 100 слушателей 1-2 сформируют комплекс творческих качеств - это хорошо. Воспитание намного сложнее обучения».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 145. 

 

Я должен заметить, что наиболее интенсивная деятельность Г.С. Альтшуллера пришлась на время существования СССР и львиная часть преподавания и разработок велась в свободное от работы время, на основе личной инициативы тризовцев, часто бесплатно или почти бесплатно.

 

  Ваша подписка на видеоканал «ТРИЗ / TRIZ: ДОСТИЖЕНИЯ и ОШИБКИ».

 

Интервью И.Л. Викентьева о профессиональных (а не любительских!)  занятиях ТРИЗ 

 

 Наши правила обсуждения видео на YouTube