«1. Активный парадигмальный поиск.
Этот поиск характеризуется особой, основывающейся на новых теоретических положениях интенсивностью и экстенсивностью исследовательской деятельности, её высокой экспансивностью. Когда возникает новая гипотеза, то исследователи самым интенсивным образом отыскивают новые виды, формы, определяют область существования этого явления. Это приводит к получению знаний, немыслимых в рамках прежних представлений. Такой поиск требует от исследователя особой творческой способности - внутрипарадигмальной виртуозности, т.е. умения гибко применять новую гипотезу к самым разным случаям и ситуациям соответствующего класса явлений, хорошего владения сведениями о различных формах этих явлений. Творческая активность в данном случае выступает в форме расширения сферы применения гипотезы или теории. Это может быть названо методом трансгрессии. Какая-нибудь теория может быть построена на основе данных о явлениях одного какого-либо рода. Проницательный исследователь может успешно применить её к явлению другого рода и с её помощью построить адекватное объяснение этого явления. Это объяснение окажется качественно новым научным результатом. Возможен и другой способ трансгрессивного применения теории. […] Так было, например, с А. Лавуазье. В результате своих исследований процесса горения он пришёл к выводу, что горение заключается в соединении горючего тела с живительным воздухом (кислородом). Результатом всякого горения, по его мнению, является образование кислоты. Руководствуясь этой идеей, он начал проводить опыты по сжиганию горючего воздуха (водорода), ожидая, что также получит какую-то кислоту. Но кислоты не было, а вместо неё появилась вода. Исходные представления способствовали построению такой опытной ситуации, которая оказалась продуктивной в совершенно другом отношении и дала ответ на совершенно иной, не ставившийся в этом исследовании вопрос. Она позволила прийти к одному из выдающихся открытий, к установлению того, что вода не является простым веществом, как считалось до этих опытов, а представляет собой соединение двух газов.
В научном исследовании важно строить новые, необычные экспериментальные и другие поисковые ситуации. Изобретать такие ситуации - далеко не простое дело. И в этом могут помочь имеющиеся теории и гипотезы, когда они, осознанно или неосознанно, применяются в качестве парадигм к неадекватным объектам. Это один из парадоксов творческого поиска.
К обнаружению аномальных (В данном тексте «аномальный» понимается как новый / неожиданный – Прим. И.Л. Викентьева) может привести процедура проверки самых разнообразных следствий из имеющейся теории, особенно следствий незаурядного, экстремального характера. Вполне может оказаться, что в каком-либо классе явлений или области действительности ожидаемых следствий не окажется, и будут иметь место явления совершенно иного рода. Но к этим явлениям опять-таки привела имевшаяся теория, выведенные из неё следствия, сыгравшие роль стимулов и ориентиров поиска.
2. Применение наличных познавательных средств к новым объектам.
Суть этого приёма состоит в том, что имеющиеся в потенциале науки познавательные средства - методы, приборы, разделы теоретического знания - начинают применяться к новым классам явлений, в других областях действительности и, как правило, способствуют получению нового знания. Этот приём переноса средств, методов исследования с успехом был, например, использован Г. Менделем, когда он перенёс количественные методы из физики в биологию, что позволило ему получить точные законы, описывающие процесс наследования организмами признаков. Необычайно плодотворным оказалось применение задолго до того существовавшего микроскопа в биологических исследованиях, что осуществили особенно успешно Л. Пастер и Р. Кох и совершили благодаря этому ряд выдающихся открытий в области микробиологии. Л. Пастер перенёс также из физики и химии в биологию экспериментальный метод и получил благодаря этому невероятные с точки зрения тогдашнего состояния этой науки результаты. Для учёных, отличающихся новаторским мышлением, характерно то, что они внимательно следят за достижениями в методологии других наук и стараются использовать созданные в сфере этих наук новые познавательные средства в других областях познания. Успехи в изучении структуры молекулы ДНК объясняются в значительной мере тем, что к этой молекуле был применен относительно новый для того времени рентгенографический метод, возникший в кристаллографии.
3. Новый способ использования известных познавательных средств.
Имеющиеся познавательные средства повышают свою эффективность, расширяют свои возможности, если их использовать каким-либо новым способом, изменить или усовершенствовать. В 1725 году английский астроном Дж. Брэдли стал наблюдать за звёздами в телескоп, установив его по-новому - вертикально. Такой способ работы с прибором позволил ему открыть явление аберрации света. О важности усовершенствования методов исследования как одном из путей расширения их познавательных возможностей говорил А. Лавуазье, хотя он при этом и имел в виду методы, применяемые в химии. А. Лавуазье писал: «Если бы удалось добиться усовершенствования способов, примененных до сих пор для приложения солнечных лучей к химическим опытам, были бы получены поразительные результаты, которые открыли бы учёным новые направления их деятельности и привели бы к совершенно ещё неизвестному порядку вещей».
4. Новый подход к явлениям.
Даже, казалось бы, изученные явления могут содержать в себе что-то неизвестное. Умение увидеть неизвестную, проблематичную сторону явления, способность к проблематизации явлений - важная черта творческого интеллекта. Она реализуется благодаря новому взгляду на явление, новому способу его рассмотрения, подходу к нему с иной, в том числе противоположной, точки зрения. Это предполагает отход от общепринятого взгляда, требует от исследователя непредубежденности, способности подвергнуть сомнению существующие представления, отвлечься от какой-либо части имеющихся знаний, поскольку они могут помешать новому подходу. Такой подход может быть осуществлен в форме пересмотра существующих представлений о том или ином явлении с позиций качественно иной теории. Новый подход может быть реализован благодаря применению к явлению другой методики или другого способа оперирования с ним в процессе исследования. Это изменяет характер взаимодействия данного явления с другими связанными с ним объектами или явлениями и способствует обнаружению новых его свойств. Вполне плодотворным может оказаться рассмотрение явления в экстремальных условиях или с малыми значениями его характеристик. В этом случае могут проявиться такие неординарные свойства, которые не обнаруживаются в обычных условиях. Так, когда Н. Лобачевский мысленно представил геометрические объекты в масштабах Вселенной, то это привело его к открытию зависимости между линиями и углами, непересекаемости непараллельных линий. Мысленное экспериментирование с объектами в форме изменения их масштабов до максимальных или, напротив, минимальных размеров, до бесконечно большого или бесконечно малого, изменение объектов до их противоположности приводит к проявлению или появлению у них принципиально иных характеристик, к раскрытию их существенных черт. Этот приём успешно используется в методе идеализации.
5. Переход к более глубокому изучению явления.
Познание всякого явления с необходимостью начинается с феноменологического уровня. На основе данных об этом уровне строится образ явления. Часто у учёных возникает иллюзия, что это знание раскрывает им природу явления. Но диалектика говорит, что явления неисчерпаемы по своему содержанию, что за внешними его чертами скрывается сущность, а за этой сущностью находится сущность второго порядка и т. д. И в самом деле, те учёные, которые не считают имеющиеся знания о явлении окончательными, стремятся проникнуть глубже в его содержание. Именно там они находят более существенные компоненты и характеристики данного явления. Проникновение вглубь объектов является способом получения принципиально новых знаний о них.
6. Создание новых средств и методов исследования.
Существующие средства и методы исследования имеют границы своего применения. Путь к кардинально новым научным результатам лежит во многом через творческую работу по созданию новых познавательных средств. Эти средства позволяют брать в качестве объектов исследования совершенно новые явления и получать качественно новые знания. Но, в то же время эти средства могут быть с успехом применены и к ранее изучавшимся явлениям. Но, обладая новыми возможностями, они позволяют и об этих явлениях получить новые знания. Основанием для разработки новых средств познания являются полученные к данному моменту новые знания. От исследователей требуется умение увидеть методологический потенциал этих знаний.