Приёмы обнаружения новых свойств по А.С. Майданову [продолжение]

Начало »

 

7. Применение точных методов и средств исследования.

Такие методы и средства в отличие от менее совершенных средств, а тем более в отличие от обыденного чувственного наблюдения дают, как правило, совершенно новые знания об изучаемом явлении. Так, основываясь на чувственном опыте, естествоиспытатели долгое время считали, что тело, падающее на поверхность Земли вертикально, находится в состоянии падения более короткое время по сравнению с телом, начавшим свое движение одновременно с первым, но движущимся по кривой. Г. Галилей проверил этот факт опытным путём, использовав часы, и доказал к несказанному удивлению своих современников, что выброшенное из пушки по горизонтали ядро, как бы далеко оно не пролетело, достигает Земли одновременно с камешком, упавшим с высоты ствола пушки. Насколько большая тщательность и высокая точность в исследованиях являются одним из условий открытий, настолько же их отсутствие или недостаточность могут быть причиной несовершения открытия.
В начале XX века немецкий физикохимик Г. Ландольт проверил с большой точностью закон сохранения вещества. Взвешивая вещество до и после реакции, он показал с точностью до десятого знака, что вес остался неизменным. Но если бы Ландольт провёл свой опыт с точностью на 2-3 порядка больше, то он смог бы заметить изменение веса в прореагировавшем веществе. Таким образом, он очень близко подошёл к открытию одного из самых фундаментальных законов природы - открытого позднее А. Эйнштейном закона взаимосвязи массы и энергии.

8. Кардинальное развитие полученного результата.

Этот результат может быть использован как средство для дальнейших изысканий. С его помощью можно перейти к решению более общей или более сложной проблемы. При этом данный результат может быть использован в качестве предпосылки, исходного материала, подсказки или ключа к решению новой проблемы. Одним словом, от исследователя требуется умение увидеть в полученном результате отправной пункт, ступеньку для перехода к решению другой, более фундаментальной проблемы. Так, в первой четверти XX столетия периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева была использована физиками в качестве ориентира, ключа при решении проблемы внутреннего строения атомов - определения заряда их ядра и структуры электронной оболочки. Сама же эта система получила глубокое истолкование и обоснование. К числу операций, с помощью которых может быть развит наличный результат, можно отнести, в частности, обобщение, включение дополнительного фактора, вывод логических следствий из этого результата, решение с его помощью другой проблемы и т. д. Последняя операция может осуществляться в форме переноса результата, относящегося к какому-то одному явлению или какой-то области, на проблему, связанную с другим явлением или другой областью.

Такой результат может использоваться для объяснения другого явления. На его основе может быть построена модель какого-то проблематичного явления. Эта модель может представить его в совершенно неожиданном виде. Именно такая картина возникла в области электромагнетизма, когда А. Ампер после открытия Г. Эрстеда представил магниты как спиральные токи и добился того, чтобы у него проводники взаимодействовали друг с другом как магниты. Всё это было следствием развития открытия Г. Эрстеда. В подобных случаях поисковый процесс развивается не по внутренней логике какого-то одного явления, а по логике связей, отношений сходных или даже различных явлений. Исследователь должен обладать достаточной проницательностью, чтобы увидеть связи и отношения, уяснить значимость полученного результата для изучения другого явления. Для этого нужно усмотреть определённую общность природы этих явлений, какую-то их аналогию. Исследование, основанное на такой логике, ориентирует ученого на поиск соответствующих эмпирических результатов или теоретических идей, уже имеющихся в других областях знания, чтобы затем перенести их в свою область и с их помощью решить стоящую перед ним проблему. Так в своё время поступил А. Уоллес, пришедший независимо от Ч. Дарвина к теории естественного отбора, когда он перенёс из социологической сферы идею Т. Мальтуса об исчезновении наименее приспособленных в сферу животного мира, при этом развив её до идеи совершенствования организмов в результате естественного отбора.

Логику поиска, основывающуюся на связях и отношениях различных областей действительности и соответственно различных областей знания, можно назвать логикой горизонтальных связей и отношений в отличие от логики вертикальных связей и отношений. Последняя характерна для процесса изучения одного какого-либо класса явлений или одной области действительности. Здесь поиск начинается с низших, периферийных факторов и постепенно, по сети различных связей и отношений поднимается ко все более высоким уровням и формам явлений данного рода.

9. Перенос проблемы.

Поиск решения какой-либо проблемы может начаться с изучения такого вида или формы какого-либо класса явлений, которые или могут быть менее существенными, менее определяющими в данном классе, или содержат в себе аномальный феномен в менее развитой, менее доступной для изучения форме. По этой причине работа с явлениями такого рода может не дать особенно важного результата. В этом случае успеху может способствовать перенос исследуемой проблемы на другой вид, на другую форму явлений этого класса. Этот вид или эта форма могут как раз содержать в себе существенный аномальный феномен. В подобной ситуации важно правильно определить именно такой, продуктивный с точки зрения достижения поставленной цели вид. Это делается путём сопоставления различных видов и форм, что при достаточно проницательном взгляде позволяет уяснить значимость и важность того или иного вида.

Так, в 1940-1950-х годах абсолютное большинство физиков и химиков, решая проблему структуры органических молекул, считало наиболее важными из этих молекул белки. Но выдающийся химик Л. Полинг, а также молодой английский физик Ф. Крик поняли, что для разгадки тайн жизни наибольший интерес представляют молекулы нуклеиновых кислот и прежде всего молекулы ДНК. Они занялись изучением структуры этой молекулы, которая в самом деле оказалась определяющей среди других молекул живой клетки.

10. Переход к нетрадиционным объектам исследования.

С целью расширения и углубления представлений о мире, получения о нём принципиально новых знаний учёные обращаются к изучению новых сторон или уровней явлений, к ранее не изучавшимся объектам. Если такие объекты качественно отличаются от изучавшихся до сих пор, то и знания о них с необходимостью будут качественно иными, экстраординарными. Переход к новому объекту исследования нередко становится условием решения старой проблемы, которая до этого, оказывается, решалась на неадекватном материале. […] Особенно результативным является не просто переход к изучению новых явлений, а проникновение в совершенно новую область действительности. Этот познавательный акт становится более вероятным при условии разработки новых методов исследования. Сочетание этих двух факторов (новая область исследования и новые методы) обеспечивает возможность осуществления революционных открытий. Так, изобретение спектрального анализа позволило начать изучение процессов испускания света нагретыми телами, что в конце концов привело к теории квантов».

Майданов А.С., Методология научного творчества, М., «ЛКИ», 2008 г., с. 428-434.