«Один из мыслителей ещё несколько веков тому назад сказал, что «единственное настоящее счастье в том, чтобы растрачивать себя на осуществление смысла жизни». При этом под смыслом жизни он понимал конкретизацию его в такой крупномасштабной цели, которую ставит перед собой человек и достижение которой было бы его ощутимым вкладом в основные ценности жизни человека и культуры. А когда он говорил о растрачивании, то имел в виду постоянную работу интеллекта, чувств, воли человека, которые, «материализуясь» в совершаемых им ежедневно поступках и деяниях, приближают его к большой цели его жизни.
Проблема большой цели в иерархии целей, процесса их формирования как важнейших, образующих особую субъектную позицию индивида, одна из наиболее острых и постоянно актуальных. В данном случае речь идёт о той большой цели, которая определяет смысл жизни человека, подчиняя себе, блокируя все другие, в том числе глубоко личностно значимые цели, и направляет его поведение. Характер, уровень, масштаб её может быть разным (порой неадекватным возможностям индивида), но всегда выделяющимся среди других в качестве особой большой общественно значимой цели. Естественно, что крупномасштабная цель, о которой сказано выше и в которой выражается смысл жизни человека-созидателя, человека-творца, не бывает абстрактной. Объективно содержательность её определяется тем, что большая цель полагает вклад в общество, в культуру, в человека и поэтому ориентирована за пределы интересов только ставящего её индивида. По своему характеру такие цели разные.
Например, для Петра Великого такой целью было превращение России в могучую европейскую державу; для В.И. Ленина - построение коммунистического общества, в котором не было бы эксплуатации человека человеком и каждый гражданин мог бы по максимуму реализовать свои способности; для В. М. Бехтерева - комплексное изучение строения мозга и всей нервной системы человека, раскрытие закономерностей их функционирования, внешних и внутренних факторов, связанных с их деятельностью, которые обеспечивают физическое и психическое здоровье человека; для С. П. Королёва - создание сложнейших технических устройств - сверхмощных ракет для проникновения в ещё не познанные тайны космоса; для Н.К. Симонова - воплощение в сценических образах духовного богатства, глубины и силы характера, которые присущи выдающимся людям. […]
Совершенно очевидно, что когда человек определяет для себя главную цель своей жизни, то к этому его всегда побуждают какие-то мотивы. И понятно, что у одних людей эти мотивы могут носить и носят узкоиндивидуалистический характер, в то время как у других - выдвижение великих целей стимулирует глубоко альтруистические и коллективистические мотивы. И в этой связи возникает острая и сложная психологическая ещё не решенная на должном уровне проблема - характер соотнесения большой цели и разных мотивов в зависимости от качеств личности, объёма действия, ситуации и т. д.»
Бодалёв А.Л., Субъективные условия реализации смысла жизни выдающимися людьми, в Сб.: Субъект действия, взаимодействия, познания, М., «Московский психолого-социальный институт»; Воронеж, «Модэк», 2001 г., с. 102-103.