«Через десять лет после смерти Шуберта Роберт Шуман писал: «Если плодовитость - главный признак гения, то Франц Шуберт один из величайших. Прожив немногим более тридцати лет, он написал поразительно много. Из всего этого напечатана, пожалуй, только половина, часть еще ждет опубликования, но гораздо большая часть, вероятно, никогда или ещё долго не дойдёт до публики...» […]
В чём же заключается причина этого феномена, этого парадокса который мы наблюдаем на протяжении столетий на примерах жизни и творчества таких титанов как Бах, Рембрандт, Шуберт, Чайковский, Достоевский, Шостакович?
Причина в том, что огромный творческий заряд, который сегодня мы можем сравнить с космической ракетой, по силе своего воздействия всегда обращён и адресован к громадному количеству людей, а не к узкому кругу ценителей и снобов, как это зачастую кажется современникам. И количество этих людей увеличивается с течением времени в прогрессии геометрической.
Абсурдно доказывать сегодня гениальность и популярность Шуберта. Его музыка звучит во всём мире, принося радость миллионам людей, несмотря на то, что после премьеры «Близнецов» в «Венской музыкальной газете» от 17 июня 1820 года было напечатано: «Надо избегать даже видимости желания стать оригинальным. Оригинальным нужно быть. Слишком разбросанная инструментовка часто делает неподготовленные и поэтому жесткие модуляции ещё более резкими [...] Мы не понимаем, что должен означать минорный аккорд, встречающийся несколько раз перед каденцией и тотчас же исчезающий. Нам это кажется просто странным».
«Истинного пения, - вторила «Лейпцигская музыкальная газета», - здесь немного, а запутанная, перегруженная инструментовка, боязливая погоня за оригинальностью (!), выражающаяся в непрерывном модулировании, не дают почти никакого покоя».
Рождественский Г.Н., Шуберт – оперетта «Близнецы» / Преамбулы: сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам, М., «Советский композитор», 1989 г., с. 91-93.