Вероятно, в 1833 году Оноре Бальзак задумывает написать труд, впоследствии озаглавленный им Человеческая комедия / La Comedie humaine. Над этим трудом автор работает в течение всей оставшейся жизни, включает в него ряд написанных и специально для этого переработанных произведений.
По мысли автора «Человеческая комедия» должна была состоять из 144 произведений, из которых Бальзак успел написать лишь 96.
«Вполне возможно, что мысль об этой системе и о переходящих из книги в книгу персонажах зародилась у Бальзака под влиянием творчества Фенимора Купера, которым он восторгался: ведь под влиянием Купера Бальзак решил описывать шуанов на манер индейцев из книги «Последний из могикан». В романах Фенимора Купера прославленный траппер Кожаный Чулок оставался в центре всех интриг, ни одна из них не возникала и не разрешалась без его участия, словом, он занимал в творчестве Купера такое же место, какое позднее занял в «Человеческой комедии» Вотрен. Бальзак был потрясен этим писательским приёмом. Размышляя о творчестве Вальтера Скотта, второго из англосаксонских писателей, вдохновлявших его, он всегда сожалел о том, что между романами Скотта отсутствует связь. Всё это привело Бальзака к мысли скрепить единство мира, созданного его воображением, и тем обеспечить единство всего своего творчества. Сестра писателя, Лора Сюрвиль, вспоминала, что однажды - это случилось в 1833 году – Бальзак вошёл к ней и радостно воскликнул: «Поздравьте меня, я на верном пути к тому, чтобы стать гением». И он развернул перед ней грандиозный план: «Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарем».
Андре Моруа, От Монтеня до Арагона, М., «Радуга», 1983 г., с. 209-210.